Всякий потребитель любит заботу. Если он, образно говоря, просто хочет воспользоваться вашим кулером и не обещает никакого дохода, то не становится от этого менее ценным, чем другие – проявленное к нему внимание в будущем окупится. Ведь маленький, но довольный клиент будет знать, где ему, в случае чего, решать крупные проблемы. Примерно так рассуждают в юридической фирме «Бизнес Эксперт Консалтинг» («БЭК»).
Эта небольшая петербургская компания почти не дает рекламы. С улицы к ней приходят не более 5%, остальные 95% обращаются по рекомендации – в спектре от малого бизнеса до международных корпораций уровня Coca-Cola. Сказываются связи основателя фирмы Данилы Дзюбы, в прошлом – создателя Ассоциации бизнес-брокеров России, но они тут не главное.
Главное – работа с любыми заказами, мелкими и крупными. Первые тянут за собой вторые, уверен Дзюба. И если задуматься, в этом больше трезвого расчета, чем идеализма.
Есть дела, за которые юристы не желают браться, потому что прибыли от них кот наплакал. Одно из таких тоскливых дел – развод. «Гонорар юриста – это процент с полученного экономического эффекта, – поясняет Данила. – А какой, казалось бы, эффект может быть от банального бракоразводного процесса?»
В описанной ситуации девять из десяти юристов отправят гражданина самому писать заявление. Именно так случилось с одним из клиентов Данилы. «А потом выяснилось, что только из-за двух слов в этом заявлении клиент терял порядка $100 тысяч», – рассказывает он.
Человек обратился за повторной консультацией, потребовалось немало усилий, чтобы отыграть все назад. Но оно того стоило: Дзюба получил в работу дело о разделе имущества на 40 млн рублей, которое его сотрудники вели четыре года, а впоследствии к нему добавился и контракт на юридическое обслуживание компании этого клиента.
Впрочем, мало взяться за такое дело. Нужно еще убедить клиента в особом к нему отношении. Как этого добиться? Очень просто, считает Дзюба: достаточно не перекладывать на него свою работу и ответственность. Мало кто из клиентов юридических фирм ясно понимает, что те делают и почему. Клиентам самим приходится собирать доказательственную базу, бегая за бумагами, процессуальное значение которых им никто не объясняет. А еще юристы, работающие с документами, в случае неудачи всегда могут сказать: «Ты же сам мне это дал. Какие претензии?»»
С другой стороны, когда клиент понимает, что именно делает юрист, то начинает объективнее оценивать его действия, перестает относиться к нему как к обслуживающему персоналу. К тому же, с головой уходя в дела своих клиентов, компания получает в итоге не только достоверную информацию, но и кое-что сверх – новых заказчиков.
Однажды «БЭК» работала над судебным процессом, где в качестве свидетеля проходила крупная организация. Как обычно, взяв расследование в свои руки, юристы смогли открыть для себя новое перспективное дело. У компании был прежний владелец, который, несмотря на утраченные права собственности, продолжал пользоваться имуществом, находящимся на балансе фирмы. Речь шла о сорока единицах большегрузной техники. Чтобы вернуть все это законному владельцу, «БЭК» решила представлять интересы организации уже как истца.
Техника возвратилась собственнику, а юридическая фирма в итоге получила 2 млн рублей гонорара – заметно больше, чем по первоначальному делу. Однако на этом история не закончилась: выяснилось, что скрыта была не только техника, но целые здания и земельные участки. Появились новые дела... Простое везение? Нет-нет-нет, уверен Дзюба. Для него это закономерность.