Фото: ИТАР-ТАСС / Fotoimedia
Грядет очередная крупнейшая сделка на рынке продуктового ритейла: X5 покупает «Седьмой континент». Уже стало известно, что сеть уйдет «за символическую плату» – за лучшую ставку аренды недвижимости, которая останется в собственности нынешних владельцев. Аналитики уже подсчитали: при таком способе оплаты получается, что сумма сделки составит $2,36–4,05 млрд, что дороже, чем, например, проданные последними до этого сеть «Копейка» (1,6 млрд) и сеть «Виктория» (0,9 млрд). Однако есть существенный нюанс – эта сумма составлена из доходов от аренды в течение 15 лет, что в рамках истории российского бизнеса – время колоссальное, да и владение недвижимостью подразумевает определенные расходы на амортизацию. Так это дешево или дорого?
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Сама сделка была очевидной: «Седьмой континент» менял собственников множество раз, покупателя искали постоянно. История была долгая, и без поддержки акционеров они бы давно ушли с рынка по объективным причинам. Но те держали этот актив, причем скорее ради реализации каких-то своих идей, а не ради бизнеса как такового, потому что они не стремились быть в тренде, а уверенно шли мимо него. Это выражалось прежде всего в неясном формате и позиционировании: никто толком не понимал, что они такое. Тот же премиум у них получался какой-то неясный. Есть чистый премиум – «Азбука вкуса» (при всем при том, что это чисто московская история и не пойдет в регионах), есть люкс – «Глобус Гурмэ», а «Седьмой континент» застрял где-то между «Азбукой» и «Перекрестком». В результате они не попадали ни в ту ни в другую аудиторию. В сегодняшней ситуации остается только сказать: «Скажите спасибо, что вас купили, а не подарили за долги». X5 покупает их только потому, что ждать, когда они сами уйдут с рынка, слишком долго. Плюс, конечно, у них есть неплохие активы, из которых можно что-то сделать, если открыть на их месте что-то другое, скорее всего, выбор будет сделан в пользу «Перекрестков». Единственно, чем эта сделка может быть примечательна, – это тем, что с рынка уходит одна из последних «выдуманных сетей», которые массово открывались во время бума ритейла, а потом очень дорого себя оценивали, пытаясь продаться лидерам рынка. Кому-то удавалось вовремя это сделать, кто-то разорился во время кризиса, ну а «Седьмой континент» продержался дольше всех, придя к тому, к чему шел изначально, только сейчас. |