Сергей Иванов. Фото: Алексей Никольский / ИТАР-ТАСС
Глава президентской администрации, экс-министр и генерал-полковник Сергей Иванов дал интервью «Российской газете», «Комсомольской правде», «РБК Daily» и «Газете.ру». В нем он уклончиво рассказал о Путине, Навальном, леопардах и отношениях с США. Slon приводит самые интересные фрагменты беседы.
О том, когда же общественности расскажут, кто из чиновников указал недостоверные сведения в декларациях:
«В пятый раз говорю: ничего не узнаете до октября. Мы находимся в процессе проверки, и далеко не все, кто что-то не указал, жулики и воры».
«Мой главный тезис – нельзя устраивать охоту на ведьм. Так можно до маразма дойти. Но есть и доказанные случаи, когда мы считаем, что нас заведомо обманывали. [Их] Немного. На пальцах одной руки. И все это мы объявим где-то в конце октября, когда президент проведет совет по противодействию коррупции».
Об оппозиции:
«Кто такой Навальный?»
О том, не обсуждают ли в Кремле пост для Навального, чтобы тот приносил пользу:
«А с какого перепуга власть что-то должна обсуждать? На каком основании? Для этого надо доказать, что ты можешь что-то сделать. А для начала – надо что-то выиграть. Хоть выборы главы муниципального собрания. Тогда можно о чем-то разговаривать».
О «нормальных» выборах:
«В спокойные времена в любой стране на муниципальные выборы ходит от силы 15% населения. Какой нормальный человек пойдет голосовать, если его в целом все более или менее устраивает? Нормальный обыватель не пойдет. Это стандартная практика, и, слава богу, мы к ней приблизились. <…> Люди активно идут голосовать только тогда, когда они недовольны. Когда они довольны, зачем тратить выходные на голосование? Я лучше на дачу поеду, яблоки соберу, урожай в этом году хороший».
О достоинствах последних выборов:
«Они стерильны».
О беседах с Путиным:
«О текучке, конечно, а она может быть какая угодно. Мы говорим и о будущем, но не таком далеком. Иногда говорим о шведском языке. Президент знает хорошо немецкий, а я – английский. А шведский ровно посередине; он говорит какую-то фразу, а я отвечаю: по-шведски точно так же. Хоть он и не филолог, но языкознание и языки любит».
О возможном потеплении в отношениях с США:
«У меня лично всегда были нормальные отношения с теми американцами, кто работает на соответствующем посту. Никаких проблем. А что касается межгосударственных отношений, то мы отстаиваем свои интересы, они – свои. Это нормально».
Об истории с «Уралкалием»:
«Думаю, она разрешится весьма благополучно для российской стороны. Шантаж с Россией не работает».
О любви к природе, почти что президентской:
«Я люблю леопардов, но не подумайте, что только их. Люблю и тигра, и гепарда, и льва. Вообще люблю живую сущность. С возрастом приходишь к печальному выводу, что с котами и собаками комфортнее, чем с иными людьми. <…> Я вообще люблю природу. Но я не гринписовец, гринписовцев я не люблю».
«Почему я люблю леопардов, как баскетбол и балет? Потому что они объединяют в себе все это: грацию, ум, прыгучесть и коварство. Не буду отрицать, сам иногда бываю коварен».
Читайте также – Сергей Иванов: я про ГЛОНАСС знал, но терпел и молчал →