Фото: Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС
«Российским железным дорогам» вновь требуются государственные средства. В компании пересчитали стоимость проекта модернизации Московского железнодорожного узла до 2025 года и обнаружили, что мероприятие не только обойдется на 300 млрд рублей дороже, чем думали еще летом, но и никогда не окупится. Поэтому проект «не является коммерчески выгодным» «при условии его финансирования за счет собственных средств», и развитие инфраструктуры должно происходить главным образом за счет бюджета.
Генеральная схема, пишут «Ведомости», предусматривает серьезные перемены: к маршрутам «Москва – пригород» должны добавить маршруты между районами города, запустить Малое железнодорожное кольцо Москвы и построить ветки до столичных аэропортов. Предполагается, что все это не только вдвое увеличит пассажиропоток Московского узла к 2025 году (с нынешних 800 млн человек до 1,6 млрд), но и заметно простимулирует грузоперевозки, избавив город от транзитных грузов.
Несмотря на приятность таких перспектив, РЖД этот проект не выгоден, коммерческую отдачу от него получат в основном Москва и Московская область. В Генсхеме, подготовленной госкомпанией и Институтом экономики и развития транспорта (структура, на 99,99% принадлежащая РЖД), значится, что монополист согласен вложить только 126,3 млрд рублей, или чуть более 6% от требуемого объема инвестиций. Сама стоимость проекта тем временем выросла до 1,5 трлн рублей, хотя еще летом говорили о 1,2 трлн.
За чей счет будет в итоге финансироваться модернизация, неясно: схема обсуждается, правительство и Минфин ответа пока не дают. Но, сообщает газета, государство к таким гигантским тратам вряд ли готово, в федеральном и столичном бюджетах на эти цели зарезервировано лишь 199 млн рублей. Вероятно, проект будет интересен частным инвесторам, но смогут ли они насобирать больше 1 трлн?
По словам экспертов, перед правительством и РЖД в данном случае может встать выбор: развивать Московский ж/д узел или строить магистраль Москва – Казань. Последняя, напомним, постепенно дорожает и сейчас оценивается в 1,1 трлн рублей, из которых 62,7% должны быть государственными.
Читайте также – РЖД: скорость русского велосипеда по цене американского поезда →
– Слух дня: правительство раздумало замораживать тарифы монополий. Сколько можно? →
– РЖД – правительству: отмените нам регулирование тарифов на перевозку грузов →