Фото: Денис Гришкин / РИА Новости

О том, почему не стоит поддерживать интеграцию мигрантов, зачем нужно было помогать Алексею Навальному на выборах мэра Москвы и как изменилась столица за последние три года, московский градоначальник Сергей Собянин рассказал в расширенном интервью журналу «Коммерсантъ-Власть».

О борьбе с нелегальной миграцией в Москве

– В принципе я считаю, что надо вводить визовый режим. Но я также отчетливо понимаю, что подобная мера разорвет пространство СНГ и в значительной степени разрушит экономические связи. <…> Принцип принятия на работу по квотам тоже должен меняться. Квотами и распределением между предприятиями должны заниматься не правительство и не Роструд, а регионы. <...> В Москве проживает 500–600 тысяч мигрантов, а рядом, в Московской области, проживает около 2 млн.

– Я против тотальной интеграции. Если кого-то интегрировать, то все-таки выходцев из стран более подходящего культурного ареала с точки зрения языка, истории. Это могут быть люди с Украины, из Белоруссии. А людей из Средней Азии адаптировать очень сложно. Многие из них, особенно молодежь, уже и по-русски не говорят толком. Я не вижу ни одной причины, зачем нам осаживать тут мигрантов. <…> Политику по привлечению мигрантов мы не проводим: не приглашаем их семьи, не пытаемся их расселить здесь, не пытаемся их трудоустроить, не пытаемся выделить им места в детских садах. Я считаю, что этого делать не нужно. Это опасная тенденция, которая ни к чему хорошему не приведет. Так мы точно половину Средней Азии здесь соберем.

– Мы живем в одной стране и имеем одинаковые права. Москва не закрытый город. Жители республик Северного Кавказа могут спокойно приезжать, уезжать, регистрироваться, покупать собственность. Поэтому решение вопросов, связанных с внутрироссийской миграцией, особенно миграцией с Кавказа, наиболее сложно. Когда граждане требуют навести порядок с миграцией, я думаю, что 60% подразумевают не иностранцев, а наших собственных граждан из южных республик. Часть этих людей полностью адаптированы и даже входят в элиту общества. А часть ведет себя по-хамски, многие из них занимаются преступным промыслом. Это вызывает крайнее раздражение.

– Во-первых, как я уже сказал, мы будем менять инфраструктуру: закрывать или перепрофилировать рынки, палатки, торговые базы, где сейчас работают неквалифицированные выходцы с того же Кавказа. С другой стороны, считаю, что правоохранительные органы должны целевым образом заниматься этнической преступностью.

О выборах мэра Москвы

– Сверхзадача была – провести легитимные, честные выборы. Вот за это мы точно бились. И мне кажется, что это один из главных результатов выборов. 

– Мы помогли не только Навальному, а практически всем кандидатам. В Москве достаточно сильное влияние на муниципальных депутатов со стороны «Единой России». 54% депутатов – это депутаты от «ЕР». Я предполагал, что наши оппоненты из других партий могут не набрать подписей для прохождения через муниципальный фильтр, а потому сделал все возможное, чтобы они все же собрали их.

– По поводу участия Навального вам приходилось с кем-то советоваться? Все-таки участие в выборах в Москве сильно увеличило его узнаваемость.

– С кем советоваться?

– С Кремлем. С Вячеславом Володиным, с Владимиром Путиным.

– Да, конечно.

– И какое было их отношение?

– Отношение было позитивное к тому, что я считал, что Навальный должен участвовать в выборах. Я не чувствовал, что есть какая-то иная позиция.

Читайте также – Собянин: овощебаза в Бирюлеве закрыта и вряд ли когда-нибудь откроется → 

Собянин – о Бирюлеве: «Куда приезжать? На рынок? Разбираться с националистами, махать дубинкой?»
Собянин: безопасность – уникальная черта Москвы, в отличие от Нью-Йорка и Женевы →