Фото: Reuters
Акции космической корпорации легендарного Элона Маска можно теоретически купить даже через российских брокеров – на внебиржевой площадке Sharespost или у нескольких американских венчурных фондов. Однако сделать это непросто: возможные переговоры начинаются с лотов $50–100 млн, и, вероятнее всего, придется переплатить – эта сверхуспешная непубличная корпорация практически удваивается в своих размерах каждый год, расставаться с такой инвестицией желающих мало. Это парадоксальная по своей динамике компания, потенциал которой нам видится почти бесконечным.
Выход на биржу – только после Марса
Летом 2013 года экстравагантный основатель SpaceX Элон Маск сделал заявление, огорчившее биржевых брокеров и спекулянтов, – компания не будет проводить IPO до момента начала полноценного действия программы регулярных полетов на Марс.
С учетом того, что пуск ракеты SpaceX к Марсу запланирован на 2018 год (проект будет осуществляться при финансовой поддержке NASA и стоить по меньшей мере полмиллиарда долларов), а сами регулярные полеты начнутся не раньше 2021 года, – ждать придется минимум восемь лет. Однако есть большие шансы, что под давлением акционеров Маск изменит свое решение и выведет SpaceX на IPO раньше. Деньги от размещения акций могут понадобиться не только акционерам, но и самой компании – те же регулярные полеты к Марсу требуют поистине космических инвестиций.
При этом корпорация SpaceX, в отличие от Tesla (TSLA), еще одного детища Элона Маска, имеет линейку из испытанных и исправно работающих аппаратов – ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon. Все они успешно долетают до цели, доставляют грузы по заказу правительств и частных корпораций и даже возвращаются обратно (Dragon). В этом году должна быть введена в эксплуатацию еще более мощная ракета Falcon Heavy. Напомним, что, несмотря на то, что у Tesla всего одна продаваемая серийная модель – Model S и напрочь отсутствует прибыль, ее акции успешно росли в 2013 году на 300% – инвесторам нравилась идея инвестировать в технологии будущего.
Сколько стоит SpaceX?
Космические полеты – отнюдь не праздное увлечение «безумного Маска», а реальный и уже состоявшийся бизнес-проект. Первоначальные вложения в проект его самого и нескольких фондов-партнеров составили $200–250 млн. Накопленный объем контрактов на начало 2013 года (с исполнением по 2017 год включительно) оценивался в $4 млрд, а в 2013-м, по оценкам аналитиков ИК «Фридом Финанс», – эта цифра увеличилась еще на $1,2–1,5 млрд (и включает контракты вплоть до 2018 года).Выручка SpaceX в 2012 году, по данным портала Sharespost.com, составила $400 млн, а в 2013 году оценочно составила $634 млн – это рост больше чем в полтора раза. Компания заявляет об окупаемости своего бизнеса и положительных результатах по прибыли, что для такого инновационного и в некотором смысле венчурного проекта – очень хороший знак.
По самым осторожным прикидкам, прогнозируя будущий финансовый поток, SpaceX можно оценить в $3,5–5 млрд, и эта цифра коррелирует со сделанными в начале 2013 года рядом аналитиков оценками. Исходя из капитализации примерно $2–2,5 млрд, в 2012 году с акциями компании прошло несколько сделок (по сделкам 2013 года информация не раскрывается).
Стать круче Apple и Google – реально
На наш взгляд, даже капитализация SpaceX в размере $50 млрд для Элона Маска – слишком маленький вызов. У него есть много шансов создать компанию дороже, чем Apple (капитализация примерно $500 млрд), Exxon Mobil ($430 млрд) или Google ($380 млрд), и, скорее всего, он может ставить перед собой именно эту амбициозную задачу.Сегодня SpaceX находится в стадии перехвата государственных и оборонных заказов многих стран мира, а также наращивает объемы запуска спутников по заказу крупнейших операторов связи. Уже в этом году компания запустила спутник для Азиатского оператора связи THAICOM (6 января) и выиграла большой контракт на космическую доставку для спутниковой корпорации из Японии (10 января). 8 августа прошлого года SpaceX выиграла важный тендер на запуск трех спутников для Министерства обороны Германии, а 30 июля – контракт по доставке спутников для коммуникационной компании из Канады. И это – не считая долгосрочных контрактов с американскими NASA и Министерством обороны.
Дополнительная статья доходов, которая обязательно должна появиться в балансе SpaceX в ближайшее время, – доставка на орбиту не только грузов, но и космонавтов. Дальнейшие перспективы – более глубокое сотрудничество с операторами связи, доставка малых спутников для фото-, видео- и метеорологической съемки, а также космический туризм. Впрочем, дальнейшее коммерческое освоение космоса может иметь и более широкие, не до конца понятные нам сейчас горизонты.
Невидимая рука Большого Брата
История SpaceX не была бы историей успеха, если бы не беспрецедентная поддержка властей США – такого размера, будто собственником компании являлось само государство. К $200–250 млн средств создателей на этапе становления компании (2002–2006 годы) власти добавили еще примерно $500–700 млн, представляя помощь как оплату будущих полетов ракеты Falcon.Первые несколько лет ракеты падали, не выходя на орбиту, и компания терпела очевидные неудачи. Между тем благосклонное отношение властей никуда не девалось, а SpaceX получала все новые контракты.
Возможно, роль сыграли и дружеские отношения Элона Маска с президентом Обамой, который проявлял постоянный интерес к проектам компании и посещал стартовую площадку. Возможно, такова политика американских властей – поддерживать (как и в случае с «Теслой») инновационные и крайне перспективные бизнесы. Может быть (эта версия понравится сторонникам теорий заговора), SpaceX – просто квазигосударственный проект а-ля российский «Газпром», и потому Элон Маск не получает «зеленый свет» на проведение публичного размещения акций.
Впрочем, подобную государственную поддержку в разное, в том число военное, время в истории экономики США получали почти все корпорации, ставшие в дальнейшем всемирно известными. Скорее всего, власть просто демонстрирует видение перспектив будущего и ставит на тех, кто будет номером один. Во всяком случае, уже сегодня с государственной поддержкой США полеты на «Фалконах» от SpaceX стали дешевле французских «Арианов» и российских «Протонов», а расчетная стоимость доставки одной тонны космического груза – самая низкая среди конкурентов. Демпинг, но зато работает.