Антон Силаунов. Фото: ИТАР-ТАСС / Михаил Метцель

В окружении президента и в правительстве идет кулуарная борьба за то, какой налог будет повышен с 2015 года. Главный предмет спора – выбор между повышением НДС и введением дополнительного налога с продаж. Вариант не повышать налоги в принципе уже отброшен. Прорабатываются и радикальное сокращение расходов бюджета, и идея потратить Резервный фонд. «Идет очень серьезная работа с бюджетом. Решения не приняты, и все обсуждаемые в правительстве предложения нельзя считать отвергнутыми. Это меры по всему спектру: от очень серьезного сокращения расходов до изменений разных налогов», – рассказал Slon федеральный чиновник. Президент о повышении налогов пока молчит. В 2012 году он обещал не делать этого до следующих президентских выборов в марте 2018-го. После них власть может повысить НДС до 20% и налог на доходы (НДФЛ) с 13% до 15%: такие предложения прорабатывались в начале июля, ответили Slon в Министерстве экономического развития. Но проблема на 2015–2018 годы остается и чем дальше, тем больше обостряется. В министерстве подтвердили, что разработка новых налоговых мер ведется между разными органами исполнительной власти с участием бизнес-сообщества.

НДС или налог с продаж?

Сегодня замминистра финансов Татьяна Нестеренко опровергла вчерашнее сообщение «Ведомостей», что идея нового налога с продаж отвергнута. По словам источников газеты, теперь правительство склоняется к повышению НДС на два процентных пункта, до 20% (сейчас это 18% в общем и 10% для особых категорий вроде товаров для детей). Однако они уточнили, что с президентом эта идея еще не обсуждалась. Это важная оговорка. Два независимых источника сообщили Slon, что близкие к президенту фигуры поддерживают налог с продаж, а не НДС. 

С повышением НДС у власти есть серьезная проблема: она четко артикулировала, что не будет поднимать основные налоги. Так, в апреле первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что предложение увеличить НДС отвергнуто. Причем не только на ближайшую трехлетку, а до 2019 года. Его слова подтверждал и премьер Дмитрий Медведев, и Минфин в официальном плане по налоговой политике на ближайшие годы. Сейчас в аппарате Шувалова от комментариев отказались. Альтернатива – сохранить прежний НДС, но добавить к нему новый налог с продаж 3% от цены товара. Формально это позволяет сдержать обещание не повышать основные налоги. Фактически же это отличается от первого варианта тем, что НДС платят все торговцы, а налог с продаж – только конечные розничные продавцы. При этом половина розничного товарооборота приходится на малый бизнес, который сейчас работает по упрощенной системе и зачастую без кассы – такие предприниматели платят только единый налог на вмененный доход.

Скандал в Минфине

С идеей ввести налог с продаж сверх нынешнего НДС 1 июля выступил министр финансов Антон Силуанов. Хотя ранее Минфин высказывался против. На этот раз предложение раскритиковали только в Минэкономразвития и бизнес-ассоциациях. Но, несмотря на это, Минфин внес пункт о новом налоге в «Основные направления бюджетной политики на 2015–2017 годы», опубликованные 10 июля. Дополнительные доходы от налога с продаж там оцениваются в 195–230 млрд рублей в год.

Однако всего через пять дней после публикации документа глава налогового департамента Минфина Илья Трунин публично и подробно разнес предложение своего шефа: в России пытались вводить налог с продаж не один раз, но безуспешно. Практика показывает, что собирается он намного хуже НДС, а расходы на администрирование – и со стороны власти, и со стороны бизнеса – значительно выше. И это не бунт на корабле, а истинная генеральная линия политики министерства.

Два независимых источника – в правительстве и экспертных кругах – рассказали Slon, что Силуанов по-прежнему против налога с продаж. Ему пришлось озвучить чужую идею, навязанную сверху. А настоящий ее автор – помощник Владимира Путина Андрей Белоусов.

В 2012 году он сменил Эльвиру Набиуллину в кресле главы Минэкономразвития, а прежде, во время премьерства Путина, он возглавлял Комитет по экономике аппарата правительства. Белоусов известен государственническими взглядами на экономику, он антилиберал и член РАЕН – альтернативной академии наук, в которой состоят исследователи торсионных полей, Рамзан Кадыров и множество псевдоученых. Именно Белоусов предложил президенту вскрыть резервный Фонд национального благосостояния и направить его средства на инфраструктурные мегапроекты, анонимно сообщают чиновники в правительстве. По степени влияния на принятие решений они отводят Белоусову второе место после Путина. 

Белоусов заговорил о налоге с продаж, как только стал министром экономики. Почему теперь с его предложением пришлось выступить Антону Силуанову, источники пояснить отказались – так же, как и сам Минфин. Но сегодняшнее выступление первого зама Силуанова Татьяны Нестеренко косвенно подтверждает эту версию. Она назвала налог с продаж спорной идеей, подчеркивая, что решение может измениться в ходе открытого обсуждения в правительстве: «Мы готовы тоже очень много аргументов привести, которые были бы против этого налога. Но такой вопрос внесен в проекте документа».

Очевидно, что, исполнив поручение сверху, Минфин все же пытается максимально дистанцироваться от провальной, по его мнению, идеи налога с продаж. По всей видимости, в правительстве он находит поддержку, но пройти через аппарат президента пока не удается.

Секретные расходы

Как бы ни рассудил этот подковерный спор сам президент Путин, полностью проблему бюджета ни прибавка к НДС, ни налог с продаж не решит. Ни один из опрошенных Slon налоговых экспертов не верит, что налог с продаж в действительности принесет хотя бы заявленные 200 млрд рублей в год. Эффект от повышения НДС на два пункта источник «Ведомостей» оценивает в 500 млрд. Незакрытые потребности бюджета – выше в несколько раз. Дефицит региональных бюджетов в этом году приблизится к 900 млрд рублей. В проекте бюджета на 2015–2017 годы предусмотрен рост расходов на оборону на 1 трлн рублей, почти на столько же должны вырасти и социальные расходы, а доходы при этом будут падать.

Силуанов видит решение в радикальном сокращении бюджетных расходов. Он отчитался президенту, что финансирование части программ вообще откладывается, а остальные получат на 2% меньше. Но и этих мер недостаточно. «Минфин пытается свести бюджет. Но самое разумное со всех сторон решение – сокращение расходов на оборону – политически не проходит. Многие расходы абсолютно неприкасаемы по персональным соображениям, по каким-то иным политическим соображениям. Поэтому они начинают маневрировать, искать наименее болезненное с точки зрения сбора доходов и экономического роста решение. Поскольку это решение не находится, идут какие-то метания», – прокомментировал бывший замруководителя аппарата правительства доцент МГУ Олег Буклемишев.

Налог «на Крым»

Кроме сокращения оборонных расходов, Буклемишев и другие эксперты поддерживают введение налога на недвижимость по кадастровой стоимости. Это могло бы дать серьезный дополнительный доход. Введение этого налога официально намечено на 2015–2020 годы, но, очевидно, будет отложено из-за непопулярности и неготовности региональных реестров. «Недвижимость по кадастру – далеко не самое простое решение. Оно не вводится потому, что оно болезненно для тех людей, которые его принимают. А решение повысить что-нибудь типа НДС на 2% – простое, для этого ничего менять не надо», – сравнивает Буклемишев. 

Остальные варианты повышения сборов сводятся к дополнительным налогам на богатых. На прошлой неделе депутат Госдумы от «Справедливой России» Андрей Крутов рассказал о своем законопроекте солидарного налога на Крым: повысить до 30% налог на зарплаты выше 12 млн рублей в год и закрыть проблему с финансированием нового региона. Но на самом деле такого законопроекта еще нет и вносить его в Думу пока никто не собирается, сказал Slon начальник Крутова по энергетическому комитету Думы Иван Грачев. Идею облагать новым налогом богатых фракция и комитет, по его словам, поддержат, но Крым тут совершенно ни при чем. 

Справедливороссы ратуют за налоги на роскошь, сверхпотребление и богатство с момента образования фракции, но успехов в этом деле пока не достигли. Эксперты, опрошенные Slon, назвали идею 30-процентного налога с высоких зарплат абсолютно бессмысленной и непроходной. «Богатые люди получают деньги не в виде зарплаты, это дивиденды, как правило», – напоминает Буклемишев. Повышение налога на дивиденды (с 9% до 13%) входит в ближайшие планы Минфина. Но с ним та же проблема, что и с НДС: Игорь Шувалов твердо обещал его не допустить.