Сегодня Центробанк (ЦБ) третий раз за год повысил ключевую процентную ставку. И пригрозил сделать это еще раз в сентябре. Оправдывается это повышенными инфляционными рисками.
В выборе между контролем инфляции и стимулированием экономики ЦБР делает однозначный выбор в пользу контроля инфляции. Это ошибка, потому что рост инфляции носит откровенно немонетарный характер и борьба с ним монетарными методами заранее обречена на неудачу. В то же время ужесточение монетарной политики окажет угнетающее воздействие на экономику. В результате экономика получит по итогам года и рецессию, и относительно высокую инфляцию.
Ситуация в экономике
Экономика раз за разом обманывает российское руководство. Росстат считает, что в первом квартале российская экономика выросла на 0,9%. Другая статистика того же Росстата показывает, что роста не было (0%).Центробанк высказывается по этому поводу еще более жестко: «По оценкам Банка России, во втором квартале темп роста ВВП вышел из области отрицательных значений и сложился на близком к нулю уровне». Звучит почти оптимистично, но обратим внимание на констатацию спада в первом квартале – вопреки мнению Росстата.
Не раз раздавались оптимистические мнения о темпах роста, после чего многократно официальные прогнозы пересматривались в сторону понижения. Не раз министрами российского правительства делались заявления об ожидаемом снижении инфляции. Но инфляция даже в июне продолжала ускоряться, достигнув 7,8% годовых.
Уже давно пора российскому руководству перестать успокаивать себя сказками и хоть что-то предпринять для стимулирования роста экономики. Это тем более важно в условиях, когда страна в результате принятых политических решений оказалась в международной изоляции и под действием все более жестких санкций со стороны экономически развитого мира.
В оправдание своих действий ЦБ в коротком, на страничку, пресс-релизе трижды упоминает геополитику. Но не геополитика виновата в остановке российской экономики, а внутренние факторы и методы экономической политики.
ЦБ против российской экономики
Все действия ЦБР с марта 2014 года направлены только на ужесточение денежной политики и дестимулируют экономику.Что должно делать руководство ЦБР для ускорения экономического роста? Программа проста и многократно опробована развитыми рыночными странами.
- Снижать процентную ставку до нуля.
- Если этого недостаточно, придумывать нестандартные способы количественного расширения предложения денег в экономике (выкупать госдолги, ипотечные облигации и т.п.).
- Стимулировать кредитование банками людей и компаний.
- Девальвировать валюту, для увеличения конкурентоспособности национальной экономики.
- Трижды за последние пять месяцев повышает свою процентную ставку.
- Явно тормозит денежное предложение в экономике. Если во втором полугодии 2013 года ЦБ расширял кредитование банков, то в 2014 году практически прекратил это расширение (требования ЦБ к кредитным организациям за последнее полугодие прошлого года выросли на 76%, за пять месяцев этого года – только на 14%).
- Проводит жесткую политику по сокращению темпов кредитования населения.
- Укрепляет реальный курс рубля, в частности продав за последний год $70 млрд и постоянно ужесточая денежную политику.
Позитивная программа стимулирования экономического роста
Опасения закономерные. Так и будет. Так и было в начале 2014 года. Но эта логика работает так только в одном случае: если иностранная валюта слишком дешева. Если бы она стала дороже, ее было бы невыгодно покупать и никто не стал бы ждать падения рубля.Это совершенно очевидно для любого независимого наблюдателя. Именно так все и работает. Например, Казахстан в начале 2014 года резко девальвировал свою валюту на 20%. Тот факт, что с тех пор тенге больше не укрепляется, а даже еще немного ослабел, показывает, что тренды к оттоку капитала и спекуляциям с казахской валютой были остановлены.
Казахстан не упрямится и не пытается искусственно укреплять тенге во имя невнятных политических целей. Его валютная политика подчинена задачам экономического роста. И страна успешно справляется с этим. Никакого торможения роста там в последние годы нет. За прошлый год Казахстан показал очень хороший рост – 6% при инфляции 5%.
У нас же политика удержания курса рубля загоняет экономику в тупик и все глубже погружает ее в рецессию.
Любая позитивная программа стимулирования экономического роста в России должна начинаться с девальвации рубля, которая позволила бы смягчить денежную политику ЦБ. Не предприняв девальвации, не получим экономического роста.
Тяни-толкай инфляции
Инфляция может иметь монетарные причины (расширение денежного предложения) или немонетарные. В первом случае рост денежной массы тянет инфляцию за собой. Во втором – рост издержек на рабочую силу, материалы, энергию и т.п. толкает ее вверх. В каждом из этих случаев ее надо сдерживать своим набором инструментов.«Ускорение инфляции было обусловлено главным образом влиянием произошедшего ослабления рубля на цены широкого круга товаров и услуг», – пишет в своем пресс-релизе ЦБ. На мой взгляд, это совершенно неверно, это крайне слабое и формальное оправдание ЦБ для своей политики валютного курса. Но давайте даже примем этот тезис за основу.
Ослабление рубля – это немонетарный фактор, потому что он оказывает давление на инфляцию со стороны издержек.
Если мы посмотрим на статистику денежной массы, мы окончательно убедимся в немонетарном характере инфляции в стране. За пять месяцев этого года сократились все денежные агрегаты – М0, М1 и М2. Сокращение М2 (этот агрегат обычно и считается «денежной массой») составило 4%.
Вот еще цитата из пресс-релиза Центробанка, говорящая о немонетарном характере инфляции: «Замедление инфляции (с 7,8% в июне до 7,5% на 21 июля. – Slon) было связано преимущественно с меньшей индексацией регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги». То есть именно немонетарные способы воздействия на инфляцию (замедление индексации тарифов государством) ее сдерживают, а вот денежные рестрикции, которые продолжаются уже полгода, не помогают.
Какой же вывод делает ЦБ, как он собирается бороться с инфляцией? Очень «последовательный»: «Годовой темп роста денежной массы снизился, что создает предпосылки для замедления инфляции в среднесрочной перспективе». То есть ЦБ предполагает продолжать бороться с немонетарной инфляцией монетарными методами.
Будем лечить простуду таблетками от изжоги. А если не помогает – дадим еще больше таблеток. Вы удивитесь после этого расстройству желудка?
Борьба с инфляцией неадекватными методами не приведет к ее существенному замедлению, но вот побочные эффекты в виде спада в экономике вполне может вызвать и уже вызывает.
Конечно, только одной девальвации и последующего ослабления денежной политики для стимулирования экономического роста недостаточно. Нужны серьезные изменения, которые традиционно называются институциональными – речь прежде всего о защите права собственности, об уверенности предпринимателей, что у них не отберут работающий бизнес с помощью силовых инструментов государства (милиции, прокуратуры, судов). А также о существенном снижении коррупции и перенаправлении денежных потоков с амбициозных мегапроектов на реальные нужды людей. Все это предполагает и политические изменения, восстановление реальной конкурентности и сменяемости в органах власти, сокращения всевластия чиновника. Но даже эта позитивная программа экономического роста не заработает без нужного макроэкономического фона.
Я думаю, что очень скоро власти убедятся в невозможности экономического роста без девальвации рубля. И проведут девальвацию в той или иной форме. Я удивлен, что наши экономические власти так спокойно уже два года наблюдают за замедлением нашей экономики до нуля. Явная недостаточность принятых мер уже очевидна любому независимому наблюдателю. Вероятно, осенью она станет очевидна даже нашим экономическим властям. Ничего иного, кроме девальвации, для стимулирования экономики власти придумать уже не смогут.
Девальвация рубля даст толчок экономике (если падение рубля будет достаточно крупным). Увы, импульс будет кратковременным, потому что окажется не подкреплен ни реальным смягчением денежной политики, ни институциональными мерами.