Стало модно говорить об «угрозе исламского государства». Во-первых, активисты ИГ постоянно напоминают о себе, распространяя по всемирной сети акты людоедства. В начале недели очередной жертвой исламистов стал британец, сотрудник гуманитарной французской миссии в Сирии Дэвид Хэйнс. Это третий по счету гражданин западных стран, казненный боевиками ИГ, и, судя по всему, не последний. Во-вторых, серьезные дяди в серых и темно-синих костюмах в Вашингтоне, Брюсселе и Уэльсе упоенно произносят слово «Да'эш» (так звучит аббревиатура исламского государства по-арабски) несколько раз в сутки на протяжении последнего месяца таким тоном, что сразу становится понятно – исламское государство угрожает всему миру, от Америки до России, почище вируса эболы, иранской ядерной программы и озоновой дыры. В эти минуты сердца пиарщиков исламского государства не могут не ликовать: редко кому удается так быстро и эффективно раскрутить новый бренд, который на самом деле не представляет собой ничего особенного.
Все, что нынче говорится от имени ИГ и об ИГ, уже было сказано и написано на том или ином этапе о прочих радикальных исламистских организациях и движениях. Абу-Бакр аль-Багдади – халиф-самозванец – не изобрел колеса. Он и его сподвижники всего лишь объединили несколько популярных исламистских теорий, витающих в воздухе в последние лет восемьдесят, наложили на них вызывающий видеоряд (черные флаги, обезглавливания и массовые убийства) и запустили этот взрывоопасный коктейль в интернет. Все остальное сделали социальные сети, охочие до «горячих тем» журналисты и мало разбирающиеся в реалиях Ближнего Востока политики. И вот группировка, у которой под ружьем находится 30–40 тысяч человек, разбросанных по громадной территории, вдруг стала главной угрозой свободному миру. Теперь, на волне оглушительного, но недолгого успеха Абу-Бакр аль-Багдади, вполне может садиться за сумасшедший бестселлер: шесть простых шагов к созданию своего собственного халифата.
1. Во-первых, необходим черный флаг
Без черного флага ничего не получится, это каждый знает. Если в ту или иную иракскую или сирийскую деревню приедут вооруженные люди на грузовиках, местное население может подумать, что речь идет об обыкновенной межклановой разборке или даже о свадьбе, в ходе которой тоже принято стрелять. В прошлом подобные люди, которым платил Саддам Хусейн или Хафез/Башар аль-Асад, точно также высаживались, наводили ужас, убивали одних, бросали за решетку других, переселяли третьих из одного конца страны в другой – но на этот раз все хуже и страшнее благодаря небольшому отрезу дешевой черной материи.
2. Подогнать хорошо известную теоретическую базу под существующие условия
В идеологическом плане ИГ опирается на основополагающие труды Саида Кутба, египтянина по национальности, одного из главных идеологов «Братьев-мусульман» и других радикальных исламистских группировок и движений. В первой главе его наиболее известного труда «Вехи на пути» (1964) говорится о таких понятиях, как «такфир» и «хиджра». «Такфир» – провозглашение неверными не только собственно неверных, то есть немусульман, но и тех мусульман, которые придерживаются иных взглядов на роль исламской религии в жизни общества, и так далее. «Хиджра» – дословно «переселение» – отход от тьмы к свету, от неверия к исламу, физическая или духовная эмиграция. Ныне сторонники ИГ в Европе совершают «хиджру» в Ирак и Сирию, а боевики ИГ, которые являются гражданами этих стран, отстраняются от своих семей и кланов, с тем чтобы присоединиться к новой семье или вере. Все очень просто – кто не с нами, тот против нас, а кто с нами – должен оставить прошлое позади и объединить усилия для создания халифата.
3. Сыграть на эмоциях мусульман
Возрождение халифата, золотой период которого пришелся на VII–VIII века, – период арабских завоеваний и консолидации власти Омейядской династией – идея не новая. Со дня отмены Османской империи и провозглашения независимости Турции в разных концах Ближнего Востока действуют различные движения и группировки, которые стремятся к возрождению халифата. Наверное, самое известное такое движение – это «Хизб ат-Тахрир», созданное в 1954 году в Восточном Иерусалиме. Члены этого движения проводят траурные процессии в день ликвидации Османской империи и готовятся к созданию исламского халифата, не указывая сроков. Они тоже поднимают черные знамена (характерные для Аббасидской династии, правившей халифатом со второй половины VIII до ХIV века), поэтому некоторые путают «Хизб ат-Тахрир » с «Аль-Каидой».
Другие популярные исламские движения, такие как «Братья-мусульмане» в Египте, Сирии и других странах Ближнего Востока, тоже, в конечном счете, стремятся к возрождению халифата. Единственная разница между ними и лидерами ИГ – в сроках. «Братья-мусульмане» смотрят на ситуацию более реалистично, предпочитая осваивать имеющиеся под рукой ресурсы, не расшатывая систему, в ИГ считают, что заняться созданием халифата нужно прямо сейчас. Когда-то по улицам Иерусалима ходил человек в белой одежде с громкоговорителем и вещал с ярко выраженным американским акцентом: «Мы хотим Мессию сегодня». Вот и Абу-Бакр аль-Багдади считает, что не стоит откладывать этот вопрос в долгий ящик, и уже провозгласил столицей халифата города Ракка в Сирии. Почему именно Ракка? Да потому что других опций пока нет, ни Дамаск, ни Багдад, ни Иерусалим не сдаются, а халифат без столицы – это как-то несолидно.
В целом многие мусульмане – не только сторонники «Братьев-мусульман» или ИГ – считают возрождение халифата здравой идеей. Идея национальных государств прижилась далеко не на всем ближневосточном пространстве, и успех этих постколониальных структур в основном более чем скромен. Поэтому совсем недавно Сафват Хиджази, египетский проповедник и один из видных активистов «Братьев-мусульман», открыто призывал к созданию «Соединенных Штатов Ислама». Сотни тысяч египтян аплодировали этим словам, по сути выражая поддержку будущему халифату.
Но пока «Братья-мусульмане» воюют с египетской армией, ИГ пользуется слабостью иракских властей и гражданской войной в Сирии и переходит от слов к делу. Эта одна из причин, по который исламский и арабский мир не выходит на акции протеста против ИГ, – как же можно протестовать против сокровенной мечты многих миллионов мусульман, даже если исполнение оставляет желать лучшего? Кстати сказать, арабский халифат никогда не был пуританским. За редким исключением некоторых халифов-аскетов, арабские правители любили вино, женщин и искусство. Можно предположить, что боевики ИГ собираются переписать исламскую историю, чтобы полностью ликвидировать эти порочащие ислам и халифат подробности.
4. Напугать всех до смерти
Ясно, что 30 тысяч воинов джихада, разных возрастов и разной степени военной подготовки, это, конечно, сила, но не такая, чтобы прямо весь саммит НАТО посвящать исключительно ей. Для примера, в ливийском городе Зинтан тоже действует военизированная группировка, не исламистская, но тоже, в общем-то, ничего хорошего. Сотрудничать с центральными властями не хочет, правит самосуд, и вообще – большое препятствие на пути к созданию демократической и свободной Ливии. Так вот, эта группировка насчитывает плюс-минус 25 тысяч человек. И она лишь одна из многих, действующих в сегодняшней Ливии. Занимается тем же, что и все остальные, только без громких слов об исламе и халифате, а именно – убивает, сжигает, насилует и так далее.
Принципиальное отличие ИГ – это тактика публичного устрашения. Несколько казненных журналистов, несколько сотен убитых солдат сирийской армии, несколько тысяч изгнанных «неверных» – езидов и туркменов-шиитов и обещание проведения терактов в США, Австралии и Европе: когда этот контент регулярно появляется в «Твиттере», Facebook и YouTube, дальше можно уже не волноваться, современные СМИ и соцсети сделают все сами. Обезглавливанием и распятием врагов – местных и западных – вовсю занимались головорезы «Аль-Каиды» в Ираке в середине 2000-х, но тогда соцсети еще были в зачаточном состоянии, и страшилки расходились по белу свету не так быстро, как сегодня.
5. Использовать ближневосточный хаос и западную халатность
Могли ли 30–40 тысяч боевиков ИГ мечтать о взятии Ракки или Мосула лет 15–20 тому назад, когда в Ираке у руля стоял усатый Саддам Хусейн, а в Сирии – долголицый Хафез аль-Асад? Радикальная исламистская идеология тогда уже существовала, равно как и «романтика джихада», которая манила молодых авантюристов-исламистов, обладающих европейским или американским гражданством, в Афганистан, Чечню и Боснию. Вопрос, естественно, риторический, потому что в тот момент головы с плеч возмутителей спокойствия летели еще до начала каких-либо восстаний.
Не стоит заблуждаться и думать, что оба лидера – Саддам и Хафез – были героическими воинами против радикального ислама, спонсируемого коварным Западом. Напротив, эти ядовитые ростки расцвели на сирийской и иракской почве как раз благодаря полицейским, автократическим государствам, созданным там в постколониальный период. Однако, поскольку на смену автократии пришел предсказуемый хаос, действовать исламистам стало гораздо легче.
В Ираке костяк воинов ИГ составляют не столько рекруты из Германии, Англии или Бельгии, сколько бывшие офицеры и солдаты иракской армии, которые благодаря американской администрации оказались на улице, где их и подобрали всевозможные «Аль-Каиды». Ну а набрать рекрутов в сегодняшней Европе, где пышным цветом цветет радикальный ислам в самых разных формах, не составило никакой проблемы. Под эгидой свободы слова в лондонских мечетях с проповедями выступают лидеры «Джамаа аль-Исламия», «Аль-Такфир ва аль-Хиджра», «Братьев-мусульман» и прочие деятели, которые призывают к завоеванию Рима, введению шариата и созданию халифата в Европе. И никаких законов, запрещающих этим юношам и девушкам, мечтающим о настоящем или сексуальном джихаде, осуществить свою мечту, в большинстве европейских стран сегодня нет.
6. Грабить, грабить, грабить
Первое, что стали делать ранние мусульмане, которые с легкостью завоевывали территории, принадлежавшие дряхлым Византийской и Сасанидской империям в VII веке, – это налогообложение. Немусульман не заставляли принимать ислам ни в Египте, ни в Сирии. Вместо этого им предложили платить налог «джизья», освобождение от которого можно было получить только после обращения в исламскую религию. Этот налог уже введен в обращение на территориях ИГ в Сирии и Ираке. Разумеется, многие банки и компании в Мосуле (Северный Ирак) были ограблены, что лидеры ИГ позже объяснили «законами военного положения»). Без зазрения совести руководители молодого халифата продают по демпинговым ценам иракскую нефть всем желающим – наличные деньги никогда не повредят, а законы ОПЕК для жителей халифата – это пустой звук. Абу-Бакр аль-Багдади прекрасно понимает, что если труд местных и зарубежных воинов джихада не будет оплачен, они неминуемо перейдут на сторону других, более платежеспособных образований. Сегодня лидеры ИГ обещают рекрутам не только 72 девственниц в раю, но и боевых подруг жизни, к которым прилагается небольшое приданое, медицинское страхование (работа все же связана с определенным риском), пропитание и собственный дом. Конечно, сомнительно, что на этот пакет вдруг польстятся сотни тысяч желающих, но и тем, кто уже воюет, нужно платить, а также приобретать оружие, обеспечивать нужды населения на захваченных территориях и так далее.
Сможет ли Абу-Бакр аль-Багдади удержать свой халифат на плаву, даже если ему удастся избежать предательства (в отличие от многочисленных арабских халифов), точечных ликвидаций и массированных бомбежек? На данный момент эта задача представляется несколько проблематичной, хоть и не невозможной. Учитывая нежелание арабских стран проявлять активность в деле войны с ИГ, а также добрые намерения американцев и европейцев, готовых бомбить с воздуха, но не вступать с людоедами в рукопашную, вполне возможно, что экспансия ИГ прекратится, однако некоторые территории на данный момент останутся под контролем исламистов. Каким образом можно нанести сокрушительный удар по ИГ и предотвратить повторение этих жутких событий в будущем? Об этом – в следующем бестселлере, автором которого, увы, не станет Джон Керри, госсекретарь США, – «Шесть простых шагов по уничтожению халифата».