Кадр из сериала «Реальные пацаны»
Кто-то недавно спросил в Фейсбуке, что можно почитать у современных писателей «за нынешнюю жизнь». Чтоб жгуче актуально и совсем «про нас». Помощь клуба констатировала: таких книг сегодня нет. Литераторы погрузились в фантасмагории родной истории или в созерцание собственного пупа, а вот так, чтоб «за жизнь», такого даже если поискать — не найдешь.
Понятно, почему так: литра — штука медленная, чтобы понять, «что с нами происходит», нужна временная дистанция. А пока роль «текущей литературы» взяли на себя телесериалы, сделанные по принципу «утром в газете — вечером в куплете».
Дух веет, где хочет, и нет ничего странного в том, что жизнь (точнее, то, что на нее похоже: искусство — это же всегда то, чего в жизни нет) переместилась в теленовеллы, обрабатывающие действительность в стиле «что вижу, то пою». К тому же серийщики воссоздают реальность по вполне романной технологии с обязательным «продолжением следует» в конце каждой главы. Точнее, серии.
У сериалов, впрочем, есть и своя специфика: в них постоянно должны происходить события, поэтому, правдивые в деталях, они обязательно превращаются в сказку, если смотреть на них в целом. Этот почти обязательный закон телемыла нарушается разве что «Реальными пацанами», идущими на канале ТНТ вот уже седьмой сезон. Ну, или шестой, если два московских считать за один.