Фото: AP / TASS
Если бы я был циничным кремлевским политтехнологом, то при всем своем цинизме вечером 9 мая 2015 года я бы понял: наконец все получилось, выпал флеш-рояль, лучше уже не будет. Это не вымученные акции нашистов, не собранные по разнарядке демонстрации бюджетников, это не для галочки и не для телекамеры – это Настоящее. Сотни тысяч человек сами вышли на улицы, с самыми светлыми чувствами, с портретами тех, кто для них по-настоящему дорог, и вышли не протестовать и возмущаться, а, наоборот, отметить самый важный государствообразующий праздник, и президент шел вместе с ними, такой же, как все. В общем, таких сюжетов, когда государственная необходимость совпадает с самым искренним порывом людей, их даже не один на пятилетку – ну, может, открытие Олимпиады, что еще, не Крым же?
И в этот головокружительный момент я, циничный кремлевский политтехнолог, сделал бы следующее. Нашел бы где-нибудь фотографию автобусов в узнаваемо унылой муниципальной раскраске, стоящих рядом с Тверской. И еще фотографию плакатов, сваленных в кучу после окончания демонстрации (может быть, даже после окончания другой демонстрации, кто потом разберет?). И еще фотографию, где рядом с портретами воевавших родственников несут какого-нибудь патентованного злодея – хотя бы Берию, например. Я выложил бы эти фотографии в максимально широкий доступ, затаился бы и подождал.
Для того чтобы предсказать дальнейшее развитие событий, не нужно быть пророчицей Вангой. Статусы о том, как участников акции «Бессмертный полк» насильно свозили на автобусах. Посты про то, что людям на шествии наплевать на войну и погибших героев, и все это за деньги, по разнарядке и для галочки. Отдельные тексты про Берию – как под прикрытием памяти о войне пытаются протащить возрождение сталинизма. А в ответ – колонки в «Известиях» про то, как креаклы в очередной раз растоптали самое святое, толпы полуанонимных комментаторов в фейсбуке, сообщающих, что либералы показали наконец свое истинное лицо, запросы из Думы в Генпрокуратуру по факту оскорбления шествия вообще и плакатов в частности – и так далее, и так далее.