REUTERS / Gleb Garanich
Геннадий Москаль, политик и генерал-лейтенант милиции в отставке, с 5 марта 2015 года возглавляет Луганскую областную военно-гражданскую администрацию и управляет большей, северной, частью области. Меньшая, южная, контролируется силами непризнанной ЛНР. Там находятся угольные предприятия, а на украинской стороне сосредоточено сельское хозяйство и основные водные ресурсы.
Исторически уголь ехал на север, а на юг региона направлялось продовольствие. Но с недавних пор Украина ввела экономическую блокаду, запретив ввоз товаров, в том числе продуктов питания в ЛНР. Москаль активно поддержал инициативу. В интернете популярно видео, где глава не пропускает на территорию непризнанной республики фуру с пивом. «Мочу вместо пива пить будете!» – говорит он контрабандисту. Такая же судьба позже постигнет и машину с кошачьим кормом, и, по словам главы администрации, сотни других грузов.
Обычно Москаль отказывается общаться с российскими СМИ, но для обозревателя Slon, уже находящегося в Северодонецке (куда переехал областной центр), он сделал исключение. Пока я жду в приемной, помощник Ярослав Галас рассказывает, как их автомобиль только что попал под обстрел и не доехал до места назначения – села на линии фронта. Несмотря на перемирие, обстрелы не прекращаются практически ни на день.
– Вы неоднократно говорили, что военными операциями в непризнанных ДНР и ЛНР командует Россия. У вас есть конкретные доказательства?
– Да, пожалуйста. Представители Генштаба России физически находятся в Ростове-на-Дону, в здании по адресу улица Суворова, 91, это офисный центр (по данному адресу расположен бизнес-центр «Лига наций»; основной собственник здания – агрохолдинг ГК «Концерн Покровский». – Slon). Под каким прикрытием они там сидят, я не знаю, вы российские журналисты, вот и выясните. Именно эти люди, в частности, руководили наступлением на Дебальцево в феврале.
Когда происходил дебальцевский, будем говорить, плацдарм, в наших местах прекратились обстрелы. Это очень напугало, обычно есть обстрелы, жизнь идет, все как положено. А тут вдруг нет. Звоним на ту сторону, как вы понимаете, наши люди там есть. Я спрашиваю, где все казачки, куда делись. Мне отвечают: Россия всех погнала на Дебальцево. Так что это управляемый из единого центра процесс. Кстати, как и разборки между Плотницким, Мозговым, Дремовым (влиятельный полевой командир, глава бригады «Призрак» Алексей Мозговой критиковал главу ЛНР Игоря Плотницкого и был убит 23 мая; казачий атаман Павел Дремов также с конца 2014 года конфликтует с Плотницким. – Slon). Называется смена элит, только где-то это политическая элита, а здесь криминальная.
– А какие еще есть доказательства участия России?
– Вернемся к тому же Дебальцеву. У нас железнодорожная ветка, которая там проходит, не действовала, говорили, что восстановить нельзя. Мы не могли завезти уголь на ТЭС в городе Счастье, несколько десятков железнодорожных составов простаивало. Сепаратисты захватили Дебальцево, проходит месяц – уже электричка между Донецком и Луганском курсирует. Что, сами они восстановили? Нет, приехали представители РЖД, железнодорожные войска из России пригнали.
Кстати, товарищи, которые сидят в Ростове-на-Дону и всем заправляют, пока никуда не уехали. Это значит, перемирие – полная ерунда, дальнейшие операции готовятся (мы беседовали с Геннадием Москалем 25 мая, через полторы недели в районе города Марьинка, контролируемого Украиной, произошел ожесточенный бой. – Slon).
– Если допустить, что Россия действительно играет ведущую роль, какая цель всей кампании в Донбассе?
– Как я говорил и говорю, ваша страна признает ДНР и ЛНР, но, видимо, не в сегодняшних границах. Во-первых, нужен выход к морю, порт. Во-вторых, мне кажется, боевики пытаются выровнять линию фронта, чтобы не было зигзагов, как до взятия Дебальцева. В-третьих, они стремятся захватить крупные железнодорожные узлы. На территории Луганской области, подконтрольной Украине, это станция Попасная. Недалеко село Троицкое, стоящие там украинские войска и само село обстреливают практически каждую ночь. Возможно, сепаратисты хотели бы взять и Артемовск, там работает крупное предприятие, поставляющее соль для всей Украины. То есть признание ДНР и ЛНР для Путина – вопрос границ и, возможно, времени.
– Для чего нужно перемирие?
– Кому нужно? Нам, Украине, оно ничего не дало. А России дало многое, она расколола Европейский союз, перетянула на свою сторону Венгрию, Словакию и ряд колеблющихся государств. Теперь единой позиции по конфликту в Украине в ЕС нет. Чтобы резолюция Евросоюза была принята, необходимо согласие всех 28 стран-участниц. Но его нет (речь идет о предстоящем в июне голосовании о продлении санкций против России. – Slon). Идут какие-то дипломатически-политические игры. Конгресс США, и верхняя, и нижняя палата одобрили поставки в Украину оружия. А президент Обама подписал? Нет, не подписал. Почему? Тоже вопрос.
– И все же: в каких границах, по-вашему, Россия хочет видеть ДНР и ЛНР?