Автор проекта и продюсер Virry Светлана Драгаева.

Автор проекта и продюсер Virry Светлана Драгаева.

Олимпия Орлова

Следить за львами, орлами и прочими дикими животными столь же увлекательно, сколь затруднительно: не в каждом городе есть зоопарк, тем более современный, близкий к природе и качественно заселенный. Способов заглянуть в вольеры с экрана еще меньше, а ведь это самое интересное: тайком подглядывать за тем, что делают звери, когда не знают, что на них смотрят. Восполнить этот пробел пытается проект Virry Светланы Драгаевой и ее коллег из российско-британской компании Fountain Digital Labs.

Ребята наладили прямые видеотрансляции из зоопарка в Эль-Айне (ОАЭ) — крупнейшего на Ближнем Востоке. Так можно наблюдать львов, белых тигров, сурикатов и африканских гиеновидных собак, носорогов, жирафов и газелей. Чтобы добиться качества и саспенса реалити-шоу, камеры не просто висят, а дистанционно управляются операторами, сидящими в Бристоле. Благодаря им звери всегда в кадре, а планы и крупность меняются в самые интересные моменты.

Однако создатели Virry пошли еще дальше: в приложении есть вторая часть — интерактивные видео и игра, в которой дети взаимодействуют с животными. И это уже не просто развлечение, а способ развить у ребенка эмпатию и ответственность. В проект уже вложено $4 млн, он доступен для скачивания во всем мире, в ближайшем будущем планируется подключить к нему новые зоопарки и заповедники США, Великобритании и Кении.

Скриншот приложения Virry

virryapp.com

Как это работает

Основную аудиторию Virry составляют дети 3–8 лет, их родители и учителя. В приложении у ребенка есть личный кабинет, где накапливаются баллы за задания, за просмотр видео и стриминга. Вся активность строится на переключении между игрой и стримом.

Типичное задание: просидеть без движения почти минуту, потому что львы это умеют. Приложение расскажет, сколько лет львице Лимун, где у нее родинки, были ли у нее львята и что она ест на обед, завтрак и ужин. Потом ты можешь ее накормить, но чтобы обратить внимание львицы на еду в видеоигре, нужно позвать ее. А чтобы напоить жирафа, ребенок должен потрясти планшет, — это включает насос.

В разработке приложения участвовала Гейл Мелсон, профессор по взаимодействию человека и животных из Университета Пердью. Некоторые упражнения в видеоигре кажутся взрослым неожиданными, но, по мнению Мелсон, они очень важны для развития ребенка. В игре с сурикатами ребенка спросят: ты любишь клубнику или апельсины? А что любят сурикаты, апельсины или червяков? За очевидным для трехлетнего ребенка ответом следует объяснение, почему сурикаты больше любят червяков. Только так в 3–5 лет, когда формируется эмпатия, можно объяснить, почему другой может быть не таким, как ты сам.

«Если ты полюбишь конкретную кошку, ты начинаешь лучше относиться к кошкам в целом, — говорит Светлана Драгаева, сооснователь проекта. — То же самое с любовью к большим животным и бережным отношением к природе».

Социобиологи еще в 1980-х годах прошлого века доказали, что каждый из нас инстинктивно хочет быть частью живой природы и что это дает преимущество человечеству как биологическому виду. А раз животные так важны, значит, даже виртуальный контакт с ними сделает счастливее детей по всему миру и, кроме того, должен иметь большой коммерческий успех.

Как строился бизнес

На создание мобильного приложения Virry и оборудование первого зоопарка ушло более двух лет и $4 млн частных инвестиций: $3 млн на приложение и установку оборудования, еще $1 млн — на структурирование бизнеса

Больше года ушло на подбор оборудования. Вначале тестировали камеры в поместье англичанина Чарльза Буррелля, который воссоздал в имении условия естественной природы, потом были тесты на пеликанах в Московском зоопарке.

Приложение Virry появилось в AppStore в январе 2014 года. Разработку шести сценариев видеоигр, 18 обучающих видео (новые ролики продолжают появляться раз в две недели) сделала студия Unit 9, озвучил ролики и задания английский детский писатель и телеведущий Джеймс Кэмпбелл. Проект развивает британская компания Fountain Digital Labs (у нее два совладельца — сама Драгаева и неназванный автор идеи).

Светлана Драгаева (32 года, сооснователь проекта, сейчас учится на курсе нарратологии в Университетском колледже Лондона, с 2009 года работает исполнительным продюсером в проекте «Дау» Ильи Хржановского):

Мы были удивлены, когда работали над дизайном приложения, что всем кажется, что детское приложение непременно должно быть голубеньким, розовым. Как прививать эстетику подлинности, кроме как показывая красивую саму по себе жизнь животных? Найти зоопарки с похожей мотивацией менеджмента тоже было сложно. Некоторые были готовы разрешить нам снимать зверей лишь при таком условии: материал будет предзаписан и транслировать его будут не напрямую, а с опозданием, например на сутки. Но нам нужен был настоящий live.

Как создатели Virry обошли Google