Президент РФ Владимир Путин и губернатор Псковской области Андрей Турчак (слева направо на первом плане) с родственниками погибших воинов-десантников 104-го гвардейского десантно-штурмового полка.

Президент РФ Владимир Путин и губернатор Псковской области Андрей Турчак (слева направо на первом плане) с родственниками погибших воинов-десантников 104-го гвардейского десантно-штурмового полка.

ИТАР-ТАСС / Михаил Климетьев

Дело псковского губернатора Андрея Турчака, которого московская пресса подозревает в том, что он заказал избиение журналиста Олега Кашина в ноябре 2010 года, быстро превращается в затяжной аппаратно-политический кризис. В этот кризис вовлечены и федеральные силовики, и Кремль, и псковская политическая элита.

Псковский областной парламент изгнал из своих рядов единственного депутата от «Яблока» Льва Шлосберга, издателя и главного редактора газеты «Псковская губерния». Для этого был найден формальный повод: псковская прокуратура уличила Шлосберга в нарушении законодательства, и против его исключения проголосовали только три депутата заксобрания. К Шлосбергу наверняка есть претензии и в Москве – после того как год назад его газета написала о похоронах десантников, отправленных на Украину, – но катализатором стал скандал вокруг Турчака.

Андрей Турчак при этом по-прежнему никак не комментирует выдвинутые против него обвинения, молчат и в Следственном комитете. В интервью РБК отец губернатора Анатолий Турчак рассказывает, что, когда тот ему сказал, что собирается судиться с Кашиным, советовал ему «не ввязываться в это, продолжать работать и делом доказать, что он лучший». Позиция отца выверенная и, скорее всего, согласована с политическими инстанциями в Москве: он впрямую не защищает сына, поскольку это значило бы буквально вовлечься в дискуссию о его виновности.

Судя по всему, Андрей Турчак пока может чувствовать себя в безопасности: Кремль и правоохранительные органы не планируют давать ход выдвинутым против него обвинениям. Сам Турчак с его связями в Москве обращается к Кремлю и по менее серьезным поводам, если верить Тамаре Фельдшеровой, которая в августе 2012 года была уволена с должности руководителя гостелерадиокомпании «Псков».

«Турчак очень неуверенно чувствовал себя перед выборами [2012 года], – говорит Фельдшерова, – поскольку ему нужны были “цифры”, а они могли получиться довольно слабыми. Поэтому его эмиссары стали частыми гостями в моем кабинете. Они говорили, что избиратели проголосуют так, как им в голову вложит пресса… Когда же Турчак понял, что я не позволю ему нарушать предвыборное законодательство и не буду играть в его команде, он добился моего увольнения, подключив своих людей из администрации президента… Теперь практически все СМИ в области находятся в руках у губернатора».

«Если сравнить манеры 2010 года и 2015 года, то видно, что он очень вырос политически. В начале его карьеры конфликтов хватало»

Еще до того как Турчак в 33 года стал губернатором, он стремился убедить всех в области, что через отца связан с Владимиром Путиным, рассказывает Фельдшерова, и что спорить с ним не имеет смысла. Она вспоминает, что его назначение в 2009 годом стало шоком для местной элиты, что он тогда плохо понимал, что делать и как управлять регионом, и что «его манера общения с людьми совершенно хамская и неприемлемая».

О том, что Турчак раньше вел себя иначе, рассказывает и Антон Минаков, депутат Псковского заксобрания от ЛДПР.