Общий вид на поврежденные здания вблизи линии фронта, где расположены силы, верные президенту Сирии Башару Асаду, в Восточном Дамаске.

Общий вид на поврежденные здания вблизи линии фронта, где расположены силы, верные президенту Сирии Башару Асаду, в Восточном Дамаске.

REUTERS / Yousef Homs

Россия официально вступила в войну на Ближнем Востоке. Утром 30 сентября Совет Федерации – второй раз за последние два года – разрешил президенту использовать вооруженные силы за границей (по некоторым данным, запрос был готов давно и ждал встречи Путина с Обамой в ООН). Тут же стало известно, что сирийское правительство запросило военную помощь. Глава президентской администрации Сергей Иванов пояснил, что речь идет исключительно об авиаударах. Около 15:00 по Москве американская пресса со ссылкой на свои военные источники сообщила, что Россия нанесла первый авиаудар – в районе города Хомс.

О том, что в районе, который бомбит российская авиация, нет ИГИЛ, сообщила телекомпания CNN. Она же рассказала, ссылаясь на источники в Пентагоне, что примерно за час до начала обстрела российские генералы появились в посольстве США в Багдаде и предупредили военного атташе о предстоящей бомбардировке. Там же прозвучала просьба американским ВВС изменить маршруты полетов. На это был получен отказ. Вскоре выступил и Владимир Путин. Он обосновал вступление в войну участием в ней – на стороне ИГИЛ – боевиков из России: «Если они достигнут успеха в Сирии, они неминуемо вернутся в свои страны, придут и в Россию».

Кого бомбят?

Есть разные сведения о том, по кому мог быть нанесен удар к северу от Хомса. Официальная позиция Минобороны: точечные удары наносятся по террористам из «Исламского государства». Эксперты говорят, что в этом районе ИГИЛ нет. Там режим Асада воюет с радикальной Jaysh al-Fatah, «Армией освобождения», в ряды которой входят салафитская группировка Ahrar al-Sham и связанный с «Аль-Каидой» Nusra Front. Это радикальные исламисты и джихадисты, но это не ИГИЛ, напоминает эксперт Владимир Фролов, ИГИЛ находится в 240 км к востоку.

В марте Ahrar al-Sham и Nusra Front захватили Идлиб. The Telegraph рассказывает, что российские военные давно следят за Ahrar al-Sham: год назад сразу несколько исламистских командиров были уничтожены взрывом бомбы, который, по данным газеты, сирийские военные организовали по наводке российской разведки.

Зачем бомбят?

Первая и главная задача – не допустить ливийский сценарий в Сирии, объясняет Владимир Фролов: предотвратить военное поражение и коллапс режима Асада, которые означали бы политическое унижение для Кремля. Поэтому российские военные блокируют возможные операции против режима Асада, на что указывает состав российской группировки и развертывание средств ПВО.