Когда такое еще бывало? Власть молча сдала один из своих бастионов. Топ твиттера.
В 2012 году, после протестных акций на Болотной, Сахарова и массовых задержаний 6 мая, администрация Володина создала подразделение для обуздания социальных сетей. Для начала эта команда стала «зеркалить» оппозицию в твиттере – раскручивать популярность хештегов. Белоленточники писали что-то нелицеприятное про Путина, а получали в ответ: #НавальныйЖуликИВор. Для ничего не подозревающих пользователей хештеги – показатель популярности той или иной темы, что в топе – на то и обращают внимание.
Тогда, на фоне массовых протестов, была выстроена сложная система, которая на протяжении трех лет кормила вышедших на пенсию нашистов и всяких проходимцев, открывших свои «фабрики троллей» под ширмой рекламных агентств и медийных контор. Из околокремлевских фондов платились зарплаты организаторам команд троллей и гонорары участникам этих сетей.
Сетевая механика работала безупречно: алгоритм микроблогов удавалось обмануть еще и потому, что использовалась разветвленная региональная сеть партактивов. Робот бы не стал так себя вести, думал счетчик твиттера и – ошибался. Каждый день в топ выводился новый хештег – или о том, как прекрасен Владимир Путин, или о том, как глупа оппозиция.
Топ твиттера очень быстро превратился в помойку, которую здравомыслящие пользователи просто игнорировали. И именно поэтому они пропустили момент, когда игра закончилась. Случилось это больше месяца назад. С тех пор было сделано только одно исключение: под речь Путина в ООН вывели «по старинке» тег на английском #PutinPeacemaker, то есть «Путин миротворец», но до мировых чартов он, правда, так и не добрался.
Новые задачи
Собирательное «Ольгино» (название – от района в Питере, где «Новая газета» нашла первый офис с платными блогерами) переживает сильную трансформацию. Масштабная работа, которая началась как реакция на протесты, переводится в экономный фоновый режим. По всей видимости,платить за выведение хештегов в топ больше не будут – нашелся кто-то в кремлевской SMM-команде, кто смог объяснить, что толку в этом нет никакого. Команде, кстати, новой: создававший, как считается, ее чиновник Администрации президента Тимур Прокопенко, герой многочисленных атак хакеров «Шалтая-Болтая», вот уже больше года на другой работе.
Основной акцент сейчас переносится на дальнее зарубежье. Источники говорят, что впервые экспорт «лайков» на Запад обсуждали у Володина еще осенью 2013-го, то есть даже до начала Евромайдана в Киеве. В 2014 году мне в руки попадали первые отчеты о пробной работе ботов в американских СМИ: они были опубликованы в «Ведомостях». Тогда же многие влиятельные западные издания, от Guardian до Huffington Post, забили тревогу: русские тролли идут! Но паника оказалась преждевременной. Только теперь при медленном сворачивании украинского сюжета в полную силу может развернуться главный soft power Кремля.