Сотрудники правоохранительных органов в день убийства заместителя главы администрации Красногорска Юрия Караулова.

Сотрудники правоохранительных органов в день убийства заместителя главы администрации Красногорска Юрия Караулова.

Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев

По ближнему Подмосковью или, может быть, даже по Москве бегает опасный вооруженный преступник, которого уже три дня не может поймать полиция. Сюжет из кино, и мы знаем, что может быть в этом сюжете – матери не выпускают детей из дома, жильцы первых этажей зашторивают окна, припозднившиеся прохожие нервно оглядываются, совершая перебежки по темным улицам, в спальных районах поселился страх, и общество гневно требует у полиции: поймайте злодея!

На самом деле, конечно, все не так. Никто не боится Амирана Георгадзе. Очевидно, что от полиции бегает не маньяк и не прирожденный убийца. Опасен ли он для общества? Наверное, но уровень опасности не превышает средний – да, вероятно, если случится какая-нибудь перестрелка, в зоне риска окажутся случайные люди рядом, но этот риск не выше риска попасть в ДТП с пьяным мажором или оказаться запытанным до смерти в полицейском участке, то есть риск существует, но не очень высокий. Амиран Георгадзе по всем признакам должен быть опасен для общества, но при этом почему-то он не кажется опасным по-настоящему. В чем дело?

Красногорский стрелок никак не укладывается в привычный образ преступника, который противостоит обществу. Он ему если и противостоит, то в той же мере, в какой обществу в современной России противостоит любой чиновник, силовик или бизнесмен формата «хозяин города» (а все, что нам известно о Георгадзе, указывает на то, что он именно такой бизнесмен). Эта социальная группа свой вызов обществу бросила давно, но это не типично бандитский вызов – не «мы вас будем убивать и грабить», а скорее «мы вами будем владеть». О таких людях не скажешь, что они были обычными людьми, а потом что-то случилось, – не были они обычными. До первого выстрела в здании красногорской администрации Амиран Георгадзе, безусловно, принадлежал к российской (на районном уровне, но какая разница) элите, и, как ни парадоксально, он принадлежит к ней и сейчас, оставаясь непойманным. Преследуемый полицией гангстер из кино будет прятаться с пистолетом на чердаке или в подвале без воды и еды, а районный олигарх вне зависимости от масштаба проблем, с которыми он столкнулся, еще давно оброс такими связями в местном и, наверное, не только в местном силовом и государственном аппарате, что без труда найдет особняк за высоким забором, где, сидя у камина в компании дружественного прокурорского или полицейского полковника, можно переждать самую острую фазу розыска, а там и новые документы подоспеют и можно будет ехать куда-нибудь дальше – никто ведь не поверит, что у Амирана Георгадзе нет какой-нибудь недвижимости за границей?