Участок платной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург недалеко от международного аэропорта Шереметьево.

Участок платной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург недалеко от международного аэропорта Шереметьево.

ИТАР-ТАСС / Сергей Фадеичев

Платный участок трассы Москва – Санкт-Петербург (М-11) тестировался чуть меньше года. В течение всего этого периода дорога оставалась бесплатной. Со вчерашнего дня за проезд по ней начали взимать плату, и, казалось, плавный переход от одного к другому – от тестовой к полноценной эксплуатации этой первой в Московском регионе дорожной концессии – был в общих интересах. В первую очередь в интересах самих концессионеров.

Но все произошло иначе. Запуск превзошел худшие ожидания водителей. Уже на подъезде к терминалам и шлагбаумам образовался гигантский затор. Самые отчаянные добирались до аэропорта пешком. Сама трасса была в снегу, убирать который никто не спешил. Альтернативный маршрут оказался еще более сложным: не все были морально готовы платить 250 рублей за то, чтобы доехать до аэропорта, или 500 рублей – до Солнечногорска, что, в свою очередь, увеличило пробку на соседнем Ленинградском шоссе (которое, по замыслу властей, как раз и должна была разгрузить платная дорога).

По всем признакам запуск М-11 следует признать провальным. Почему все пошло не так?

Автомобили на пункте оплаты проезда платного участка автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург

РИА Новости / Илья Питалев

Можно ли обойтись без ценового шока при открытии платной трассы?

Теоретически да. Для этого нужно подготовить общественное мнение, что является рутинной процедурой в демократических странах. Классический кейс введения платного въезда в центр Лондона в 2013 году был бы немыслим без интенсивной работы социологов. По заказу Министерства транспорта Великобритании было проведено бесчисленное множество опросов с целью детально выяснить, что жители Лондона думают о новой системе. Учет общественных настроений заметно облегчает судьбу потенциально проблемных проектов, пишут экономисты Даниэль Албалат и Герма Бел в своем исследовании «Shaping urban traffic patterns through congestion charging: What factors drive success or failure?».

Если все сделано правильно, то гнев, вызванный «грабежом средь бела дня», может смениться одобрением. В 2003 году, до введения платы за въезд в центр британской столицы, лишь 40% горожан были за. Но спустя три года таких уже насчитывалось 59%. Еще более разителен контраст в настроениях жителей Стокгольма: общественная поддержка составляла 36% на пилотной стадии аналогичного проекта, но уже к 2010 году она выросла до 74%.