В городском поселении Улахан-Кель, Якутия.

В городском поселении Улахан-Кель, Якутия.

Коммерсантъ / Павел Кассин

Конференция ООН по проблемам изменения климата, проходящая сейчас в Париже, помимо официальных мероприятий и встреч экспертов, разбита на множество событий, организуемых различными группами интересантов – благотворительные фонды, исследовательские организации, финансовые группы и лоббистские структуры из разных стран мира используют конференцию, чтобы заявить о своей позиции, инициативах или сообщить о своих проблемах. Традиционно отдельное место на подобных климатических форумах отводится представителям коренных народов. Принимают в его работе участие и представители коренных народов российского Севера.

Благодаря массовой поп-культуре и общественным кампаниям мы более-менее привыкли сопереживать судьбам индейцев Амазонии и помним, что мир, в котором они живут, хрупок и нуждается в общей защите. Менее популярный вопрос – что же происходит на огромных территориях Сибири и Дальнего Востока, где находятся места проживания наших коренных народов. Проходящий сейчас климатический форум стал для них поводом сообщить, что начинают теряться привычные основы окружающего их мира.

На Севере перестали действовать многие важные приметы, по которым раньше определяли характер погоды, а значит, и строили свои текущие планы

Селькупы – народ финно-угорского происхождения, традиционно проживающий по берегам рек и озер в Томской и Тюменской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае. Одно из основных мест расселения селькупов – Васюганские болота, считающиеся крупнейшей болотной системой мира и по площади равные Швейцарии. «Это началось лет двадцать назад, – говорит Полина Шулбаева, представляющая на конференции народ селькупов. – Недалеко от Нововасюганска у нас находятся так называемые Черные озера. Люди приходили туда добывать рыбу всегда в определенное время. И примерно два десятилетия тому назад рыбаки стали замечать, что рыбы в положенное время там нет. Тогда же начались случаи, когда жители выходили по зимнику – в то время, когда он устанавливался все годы, и проваливались в болото, так как на топких местах лед еще не намерз».

Вячеслав Шадрин, глава совета старейшин народа юкагиров – оленеводов и охотников, проживающих на северо-востоке Якутии, указывает примерно на тот же временной отрезок климатических изменений. По его словам, данные об этом были получены в ходе опроса местных жителей, проведенного в 2005 году под эгидой Якутского университета.

Впрочем, жители Севера, ведущие традиционный образ жизни, не вполне понимают концепцию «климата», а на вопросы об изменениях погоды также отвечают общими фразами. Как поясняет Шадрин, связано это с тем, что само понятие погоды вообще не несет для тех же юкагиров большого смысла. Оно разбито на множество конкретных наблюдений, привязанных к разным практическим сезонным ремеслам. Цель исследователя в данном случае – вынуть из информатора эти данные, что порой далеко не просто и требует долгих, многочасовых разговоров.

Главное, что удалось выяснить в ходе подобных опросов, – теперь на Севере перестали действовать многие важные приметы, по которым раньше определяли характер погоды, а значит, и строили свои текущие планы. Направление ветра, особенности облаков, поведение оленей и собак – наблюдение за всем этим теперь не имеет для коренных народов практического смысла.