ТАСС / Сергей Бобылев
Когда люди думают о том, что принесет им Новый год, они так или иначе заводят разговор о возможных переменах. Одни мечтают о переменах к лучшему, другие боятся перемен к худшему, большинство же уповает на сохранение статус-кво, то есть на то, что перемен удастся избежать.
Но все чаще и чаще встречается мысль, что сохранить нынешнее состояние невозможно. Если и есть сегодня равновесие, то оно обеспечено тем, что экономическому неблагополучию противопоставлены внешнеполитические успехи, порой воображаемые. Многие понимают, что экономическая ситуация будет ухудшаться, а более впечатляющих военно-политических триумфов ждать не стоит.
Популярная полушуточка насчет битвы телевизора с холодильником намекает на то, что скоро победит пустой холодильник. Далее предполагается, что начнутся голодные бунты, а что за ними? Революция по типу Февральской или Октябрьской? Очень мало кто способен вообразить следующий шаг, то есть готов продумывать эти версии. Максимум, на что идет нынешнее массовое сознание, – пугать себя перспективой «развала России». Это конец времен, думать о том, что же дальше, не готов вообще никто.
Мы не сторонники версии противостояния холодильника и телевизора, не ждем революций и развала, но то, что существующее равновесие должно быть заменено на какое-то другое, несомненно. Знаем ли мы, каким оно будет? Нет, не знаем. Что нам известно, так это то, какие существуют утопии по поводу этих перспектив. Их мы и попробуем описать.