Владимир Астапкович / РИА Новости
В Москве прошла «ночь длинных ковшей» – масштабное и явно демонстративное разрушение так называемого самостроя. Мэрия заиграла мускулами и уничтожила 97 объектов по всему городу за одну ночь. Под снос пошли павильоны с кафе и магазинами в центре и на окраинах – пострадали многочисленные торговые точки и некоторые известные сети общепита, например «Вьеткафе» и «Шеш-беш».
Изумленные горожане фотографировали с утра груды мусора у метро «Чистые пруды», на том месте, где еще вчера можно было перекусить, купить воды или подстричься. Аналогичная картина наблюдается возле «Кропоткинской», «Сокола» и других станций метро. Благодаря социальным сетям, в частности Twitter и Periscope, политически ангажированные граждане могли следить за сносом строений в прямом эфире еще ночью. У зрителей трансляции было много вопросов к смыслу и методам происходящего, а также о том, на что пойдут 30 млрд рублей, которые мэрия зарезервировала на сносы.
Ночная акция повторяет события 2010 года, когда мэр-назначенец Собянин впервые объявил курс на борьбу с «нестационарной торговлей» в городе. Однако за прошедшие шесть лет многое изменилось.
Во-первых, в 2010 году мэрия не устраивала столь показательной «поддержки малого бизнеса», когда зачистка производится в режиме ночной спецоперации по всему городу одновременно. В акции были задействованы сотни людей, рабочим-мигрантам и полицейским заранее дали приказ не спать, свезли к точкам полицейские ограждения и спецтехнику. Шесть лет назад у нас к тому же не было возможности наблюдать за всем происходящим в прямом эфире.
Во-вторых, в 2010 году доллар стоил ровно 30 рублей, экономика росла, а Москва была одним из самых дорогих городов мира. Урбанистические мечты мэра о стационарном порядке и красоте в этом контексте выглядели дискуссионно, но в их поддержку можно было находить аргументы. Сейчас ситуация совершенно другая, но Собянину об этом, кажется, не сообщили. Снос павильонов даст городу тысячи безработных с семьями. «Наведение порядка» в самострое в момент экономической рецессии выглядит полным абсурдом. Городские власти с маниакальным упорством уничтожают живую экономику, снижают конкуренцию и провоцируют рост цен на товары и услуги. И вовсе полным фарсом все это становится на фоне многочисленных заявлений первых лиц государства о том, что в кризис возрастает значение малого бизнеса, который нужно всеми силами поддерживать.
«Наведение порядка» в самострое в момент экономической рецессии выглядит полным абсурдом