Борис Титов на заседании Совета Федерации РФ.

Борис Титов на заседании Совета Федерации РФ.

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

За полгода до парламентских выборов было объявлено, что бизнес-омбудсмен при президенте РФ Борис Титов возглавит одну из правых партий, которая ставит перед собой задачу формирования в нижней палате парламента собственной фракции. Для этого ей нужно будет преодолеть 5%-ный барьер.

Современная Россия имеет богатый партийный опыт, несмотря на юность. И правые за 23 года (с момента принятия Конституции) побывали в самых разных статусах. У них были успехи, но чаще – электоральные неудачи. Начиная с проигрыша на думских выборах в 2003 году правые находятся в глубоком кризисе: политическом, моральном, структурном. Разные варианты их реанимации пока не увенчались успехом. И вот новая попытка. Что это – призрачный шанс или очередная авантюра?

«Партии власти»

До 1999 года правых партий было много: они появлялись и исчезали, сливались и раскалывались в зависимости от ситуации внутри власти и конкуренции в демократическом движении. В первую Думу, избранную после парламентского кризиса 1993 года, вошли сразу две правые силы, претендующие на статус правящих. Первые – монетаристы в лице «Выбора России», ориентированные на министра экономики Егора Гайдара. Сам Гайдар говорил, что идея о создании проправительственной партии возникла у него после разговора с Вацлавом Клаусом, тогда министром финансов Чехословакии. Весной 1992 года Клаус посоветовал Гайдару создать «политическую базу поддержки рыночных реформ» – для того чтобы не быть «заложниками неожиданных маневров тех, кто позвал вас в правительство». Но на выборах 1993 года «Выбор России» получил лишь 15%, хотя и сумел сформировать вместе с одномандатниками крупнейшую фракцию. Мечта стать правящей партией рухнула, сменившись попыткой стать партией власти.

Вторая сила – промышленное и бизнес-лобби – ПРЕС во главе с Сергеем Шахраем, ориентированным на премьера Виктора Черномырдина. Они получили на выборах гораздо меньше – почти 7%, но на чиновничьем уровне это была более влиятельная сила: ее представляли вице-премьер Александр Шохин, руководитель Государственно-правового управления Александр Котенков, советник президента Сергей Станкевич, министры Юрий Калмыков, Геннадий Меликьян, а также представители местной исполнительной власти из более чем двадцати регионов.

Возникает закономерный вопрос, кому нынешняя затея нужна больше: Кремлю или предпринимателям?

Суммарные результаты на выборах 1993 года были самыми большими для либералов за всю историю современной России, но с этого началось и движение по наклонной. Борис Ельцин в то время не искал прочной парламентской опоры, опасаясь зависимости от демократов и предпочитая работать с прагматичными депутатскими группами (к концу срока первой Думы таковых было две – «Россия» и «Стабильность» из одномандатников и осколков «Выбора России» и ПРЕС). Кремль и правительство были вынуждены учиться работать с оппозиционным парламентом.