Глава Чечни Рамзан Кадыров на стадионе имени Билимханова.

Глава Чечни Рамзан Кадыров на стадионе имени Билимханова.

Елена Афонина / ИТАР-ТАСС

Общей чертой всей полемики вокруг потенциальной отставки главы Чечни в последние месяцы стало то, что полемика эта почти не касается ситуации в самой республике. Причем старательно обходят ее все высказывающиеся. «Несистемная» оппозиция, вполне «системно» отказавшись от обсуждения других проблем страны в пользу сетевой войны с Кадыровым, не утруждает себя размышлениями о том, что будет в регионе в случае его ухода. Сторонники же «имперского реванша», встав на защиту чеченского лидера в ситуации, когда официальная пропаганда молчит, представляют выстроенную им систему как наилучшую не только для Чечни, но и для всей России. Их реплики полезны, так как снимают все сомнения по поводу того, что именно подразумевается под «имперским реваншем» (если у кого-то такие сомнения были). Но и здесь никакого серьезного разговора о вариантах будущего Чечни, разумеется, нет.

Преувеличенные риски

Интересно, что даже попытки полемистов добиться хоть какой-то «привязки к местности» касаются не самого региона, которым правит Кадыров, а его соседей: апологеты главы Чечни утверждают, что дестабилизация, которая наступит с его уходом, якобы сразу перекинется на другие регионы Кавказа. Этот распространенный тезис стоит кратко опровергнуть, прежде чем перейти к главному.

Амбиции Кадырова, безусловно, выходят далеко за границы Чечни, и на Кавказе это хорошо видно. Но видно и то, что даже на прилегающих к Чечне территориях эти амбиции сталкиваются с довольно заметным сопротивлением. Так, недавняя активизация Кадырова на исламском поле в Ингушетии, где до предела обострились отношения главы региона Юнус-бека Евкурова с местным муфтиятом, действительно остановила отставку муфтия. Однако и учредить в исламе Ингушетии тот порядок, который действует в Чечне, где государственной поддержкой всецело пользуется только одно направление ислама, не удалось. Несмотря на звучавшие от сторонников Кадырова крайне резкие заявления против тех исламских групп в Ингушетии, которые не вписываются в официальный мейнстрим ислама Чечни.

Считать Кадырова тем гвоздем, на котором висит стабильность всего Северного Кавказа, не очень обоснованно

Точно так же при явном внимании руководства Чечни к ситуации в Хасавюрте – дагестанском городе на чеченской границе – и в его окрестностях до тотального контроля над этой густонаселенной территорией официальному Грозному далеко. Достаточно сказать, что мэрией Хасавюрта по-прежнему руководит команда, Кадырову явно недружественная.

Северный Кавказ сегодня слишком фрагментирован, каждая его часть слишком самобытна по действующим там неформальным нормам, чтобы воля главы одного региона или даже дестабилизация в отдельном регионе могли бы прямо и немедленно отразиться на соседях. Так что считать Кадырова тем гвоздем, на котором висит стабильность всего Северного Кавказа, мягко говоря, не очень обоснованно. А теперь о том, чем может обернуться уход Кадырова для самой Чечни.