Олег Тиньков

Олег Тиньков

Stanislav Timokhin / Skolkovo

На Speaker’s Night с Олегом Тиньковым в бизнес-школе «Сколково» (проходила вчера) герой вечера опаздывал уже на двадцать минут. Зал был полон, проходы забиты, но народ все прибывал. «Вот что значит медийная персона», – переминаясь с ноги на ногу, недовольно заметил человек в атласном голубом костюме своему соседу, такому же бедолаге при полном параде, оставшемуся без кресла.

Но вот медийная персона, облаченная в спортивную обувь и шерстяной кардиган, взошла на сцену под бурные аплодисменты. Пока ректор «Сколково» Андрей Шаронов перечислял этапы биографии предпринимателя (начинал с торговли водкой, впоследствии перешел на пиво… создал «Тинькофф банк»), тот снимал зал на смартфон – так же делал Кевин Спейси, выступая перед участниками последнего Давосского форума.

Лоснящийся загаром бизнесмен рассказывал, что только вернулся из Таиланда («Провел неделю с детьми, потому что в Англии были школьные каникулы»), шутил про совпавшую с его выступлением «прямую линию» Путина («Президент был у вас на разогреве», – решил подыграть Шаронов). Ну и, конечно, рекламировал свежие проекты – в первую очередь запускаемый в ближайшее время финансовый маркет-плейс Tinkoff.ru (федеральная рекламная кампания ресурса, возможно, стартует до конца месяца).

«Тинькофф банк», который в свое время оценивали в щедрые шесть капиталов, сегодня на Лондонской фондовой бирже торгуется из расчета в полтора. Тем не менее это самый высокий показатель для российского рынка в его нынешнем тяжелом состоянии. Даже «самый успешный и, кстати, хороший банк» Сбербанк торгуется ниже – в один капитал, заметил Тиньков.

– Конечно, со Сбербанком трудно конкурировать, это против законов физики, – сделал он оговорку, – но «Альфу» мы хотим отыметь. А иначе зачем мы здесь?

Впрочем, даже эти амбиции – мелочи в сравнении с глобальными целями компании. «Хотим стать самым инновационным финансовым институтом в мире, построить финансовый Amazon, мы дизраптор мирового назначения», – заявил спикер.

Посыпались вопросы, предваряемые словами восхищения. Было видно, что спикера они трогают не больше, чем треск динамиков. В какой-то момент он даже решил внести ясность в отношения с залом. «Бессмысленно выстраивать свой имидж. Какой есть, такой есть. Можно ходить в “Сколково”, выступать перед студентами, говорить умные слова, но это не меняет твой имидж. Тебя все равно видят так, как видят. Для меня важно то, как я вижу себя в зеркало утром. Вот я на себя смотрю каждое утро, и для меня это архиважно».

Было в целом очевидно, что спикер и не думает о том, чтобы понравиться публике, но Тиньков хотел разжевать все до конца: «Кто-то из вас сейчас думает, мол, сидит какой-то м***к, что-то задвигает, а другой: вау, это же гений, великий, детям буду рассказывать, что был на встрече с ним. Так вот, мне и то и то фиолетово».

Похоже, так оно и было. Отвечая на вопрос студентки о роли женщин в бизнесе, Олег теоретически мог бы пощадить половину зала и отделаться общими словами. Мог бы, но не стал. Если женщины и способны на незаурядное предпринимательство, то только в виде исключения, посчитал бизнесмен. В каком качестве они хороши? Как хранительницы очага, матери, партнеры. А еще из них выходят «такие трудолюбивые, исполнительные сотрудницы, они офигительны как директора по маркетингу или вице-президенты по PR. <…> Но чтобы женщина сама все подняла, растолкала всех плечами – это очень, очень редко. Я вот сейчас даже не могу вспомнить каких-то больших ярких предпринимателей-девушек, [а если они и есть] все равно будет где-то муж торчать».

«Но чтобы женщина сама все подняла, растолкала всех плечами – это очень, очень редко»

Речь зашла о веб-передаче «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым» – одна из участниц встречи, владелица ресурса по поиску IT-персонала, попросилась прийти на съемки. Тиньков устало заметил, что не так давно уже была создатель агентства Pruffi Алена Владимирская, и ему ее хватило. От неуклюжей, хотя и искренней попытки двадцатилетнего на вид юноши получить мудрый совет, как строить бизнес, 48-летний мэтр тоже отмахнулся. Вместо этого предприниматель как-то неожиданно свернул на тему тлетворных развлечений молодежи.

– Играть в видеоигры – погубленное время и бред. А еще такой бред смотреть всякие… Я не видел и категорически не смотрю фильмы… как же они называются? – Силясь вспомнить ненавистное слово, предприниматель обратился к залу.

– Сериалы?

– Не сериалы, хуже.

– Фэнтези?

– Да, фэнтези. Каким надо быть странным человеком, чтобы смотреть что-то, чего не существует!

Сам Тиньков изредка смотрит «Культуру» – «один из лучших каналов в мире». Но девушке, представившейся исполнительным директором Российского академического молодежного театра, пожалуй, не стоило просить спикера о финансовом содействии. «Как-то смешно это. Что [я буду] театр спонсировать?» – вяло отреагировал Тиньков. Довольно того, что он платит налоги, а у банка и так есть на что потратить деньги, – на днях предпринята попытка установить рекорд Гиннесса по самому массовому спуску с горы в купальниках. Купальники, естественно, брендированные.

Олег то и дело сетовал, что его спрашивают об одних и тех же глупостях. Почему проданные им бизнесы впоследствии умирают? Что за постановка вопроса такая? Продавец продал, последствия – дело покупателя. А покупателями были, в частности, Роман Абрамович, приобретший у Тинькова производителя полуфабрикатов «Дарья» («зачем – не знаю»), и SUN Inbev, которая «стала лить пиво Tinkoff в бутылки 0,5, то есть просто убила бренд», а вскоре и вовсе закрыла петербургский завод, который Олег продал компании. Еще Тиньков в 1990-е создал сеть магазинов «Техношок», теперь они работают под вывеской «Техносила» и при новых владельцах резко увеличили оборот. «Все эти разговоры о том, что Тиньков все продал, все развалилось – мифы», – подытожил спикер с видимым раздражением.

Но то была лишь разминка.