Артем Коротаев / ТАСС
Мы уже анализировали электоральные перспективы и угрозы для демократической оппозиции, ситуацию в КПРФ и перспективы «Справедливой России». Поговорим о последней из ныне парламентских партий «старой системной» оппозиции – ЛДПР.
Несмотря на свою формально декларируемую антисистемность, к чему традиционно отсылают лозунги партии, ЛДПР – это настоящий системный электоральный ветеран, успешно сосуществовавший со всеми менявшимися руководителями страны. Первая версия данной партии под брендом Либерально-демократическая партия Советского Союза была удивительно оперативно зарегистрирована еще в 1990 году. И так осталась второй и последней общесоюзной зарегистрированной партией после КПСС, что само по себе более чем символично.
Говорить об электоральных перспективах ЛДПР и просто и сложно одновременно. Казалось бы, с ее эклектичным популизмом, умением в нужный момент договориться с властью и вождистским характером, когда электоральные результаты зависят от одного человека, все ясно. С другой стороны, все понимают, что лидеры стареют и вождистские партии без четкой идеологии редко политически переживают своих вождей.
Никто не знает, когда власть допустит в политику новых игроков и сколько сил на активную политическую деятельность остается у 70-летнего бессменного лидера ЛДПР
Новые шутки всегда смешнее старых. Также и новые популисты всегда имеют тенденцию обходить старых хотя бы за счет эффекта новизны и большего интереса. Однако, чтобы избиратель ушел от старых популистов к новым, государственная бюрократия должна допустить их до выборов. Будь то вынужденный допуск новых игроков или сознательное выращивание и раскрутка новых реально провластных популистских проектов. И пока этих новых игроков власть на выборы не выпускает, «на популистском безрыбье» избиратель вынужденно голосует за уже не очень интересных ему персонажей. Никто не знает, когда власть согласится допустить в политику новых игроков и сколько еще сил хватит на активную политическую деятельность у 70-летнего бессменного лидера ЛДПР, Владимира Жириновского, родившегося 25 апреля 1946 года.
Голосование за ЛДПР давно превратилось в стране в своеобразный символ электорального неблагополучия – чем сильнее недовольство избирателей теми или иными условиями жизни, тем больше голосов получает партия. Проще говоря, за скандальную партию, в отношении которой тоже нет иллюзий, голосуют тогда, когда избирателям вообще никто не нравится и тех, за кого они могли бы проголосовать, на выборах просто нет.