Добыча нефти в Ямало-Ненецком автономном округе.

Добыча нефти в Ямало-Ненецком автономном округе.

Евгений Биятов / РИА Новости

Нефтяные компании поздновато спохватились по поводу полного раскрытия геологической информации о разрабатываемых ими месторождениях, потребовав придать ей закрытый характер. Идея посетила лидеров индустрии спустя год после принятия поправок в закон о недрах, предусматривавших создание единого фонда открытой геологической информации (закон от 29 июня 2015 года №205-ФЗ), и спустя почти полгода после принятия правительством положения о федеральной государственной информационной системе «Единый фонд геологической информации о недрах» (постановление правительства от 30 января 2016 года №48). Эти правовые акты установили, что недропользователи обязаны представлять в единый государственный реестр всю существенную геологическую информацию об эксплуатируемых участках недр. С 2017 года доступ к этой информации может стать публичным.

Как стали известно СМИ, четыре крупнейшие нефтяные компании – «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» – обратились в Минприроды с просьбой отказаться от выкладывания в публичный доступ геологической информации по разрабатываемым ими месторождениям. Почему – довольно интересный вопрос, на который сами нефтяники не дают четкого ответа. Их мотивировки довольно обтекаемы: якобы раскрытие информации «создает риск снижения стоимости месторождений до выхода на окупаемость», «может быть использовано для недобросовестной конкуренции» и «вызовет отсутствие интереса у потенциальных инвесторов для дальнейшего геологического изучения и разработки месторождений».

По пассажам про «риск снижения стоимости месторождений» и «пропажу интереса инвесторов» можно сделать вывод, что беспокоит нефтяников: реальное качество эксплуатируемых ими месторождений, возможно, существенно хуже, чем отражаемые в отчетах балансовые оценки запасов. Запасы никуда не делись, но более точная геологическая информация позволит пресловутым инвесторам сделать вывод, что поддержание добычи на эксплуатируемых месторождениях может потребовать куда больших инвестиций, чем предполагалось.