Алексей Никольский / РИА Новости
Масштаб вчерашних кадровых перестановок в элите только на первый взгляд кажется чем-то удивительным. Ряд конкретных потребностей режима – найти нового главу ФТС и губернатора Кировской области, оба были сфотографированы вместе с изъятыми у них пачками денег, погасить неутихающий конфликт в «жемчужине режима», республике Крым и городе Севастополе, – привели в движение значительную часть остальной бюрократии.
Но подобное «броуновское движение», горизонтальные перемещения внутри элитного круга, давно стало привычным для российской политической системы. Значимый, но не провинившийся лично перед президентом чиновник не может уйти «в никуда». По крайней мере, минуя этап политической пенсии или почетной отставки (чем по сути и является пост уполномоченного представителя первого лица в федеральных округах). Однако за всей этой кадровой чехардой прослеживается один важнейший тренд: Путин, похоже, наконец обозначил новые принципы договора между центром и регионами.
Новые правила
Условия «старого» договора, действовавшего более 10 лет, прекрасно известны. Губернатор должен был выполнять 4 простых правила: присягнуть на лояльность президенту и людям из его ближнего круга, обеспечивать на выборах необходимый процент, быть максимально «тихим», не попадая и не вовлекая регион в федеральные новости и скандалы, и, что называется, «брать по чину». Инвестиции, территориальное развитие, бюджетная консолидация и прочие параметры эффективности управления регионом не могли стать причиной недовольства и отставок, хотя иногда и учитывались при кооптации успешных губернаторов-менеджеров в федеральную вертикаль. Конечно, из этих правил всегда были исключения – например республика Чечня и Татарстан, но в подавляющем большинстве случаев договор соблюдался.
Первые признаки изменений в негласном пакте стали появляться прошлой осенью, когда свою «жатву» начали собирать силовики – Управление собственной безопасности ФСБ и лично его глава – Сергей Королев. «Чистку» начали с губернатора Коми Вячеслава Гайзера, продолжили главой Сахалина Александром Хорошавиным и пока остановились на Никите Белых.