Развитие медиаиндустрии шло темпами, которым позавидовали бы ударники первой пятилетки. Да и лозунг у СМИ был почти комсомольский: «Экспансия! Синергия! Рост!" Эти притягательные слова медийщики успешно продавали всем желающим. Потоки свободных денег сделали рынок СМИ местом паломничества непрофильных инвесторов. Невыносимая легкость денег позволяла менеджменту привлекать серьезные финансовые инвестиции под самые несбыточные бизнес-планы, инвестировать, не заботясь ни о каких ROI, тратить без оглядки на выручку. Тем более что и не каждый владелец следил за прибыльностью своих медиаактивов. Например, по признанию одного из топ-менеджеров «Объединенных медиа», Аркадий Гайдамак до кризиса не ставил перед ними задачи сделать приобретенные активы прибыльными. «Планово убыточные» компании не просто жили – еще и запускали в год по несколько новых проектов. Даже в самых успешных холдингах два-три лидера подчас тянут по несколько дармоедов. На радио, например, по мнению Михаила Эйдельмана, замруководителя медиагруппы «Звезда», наибольший перекос в сторону дотационных станций наблюдается в Русской медиагруппе, где роль локомотива играет «Русское радио».
Теперь каждый расплачивается, как может (кроме тех, конечно, кому расплачиваться уже нечем). Нерентабельные медиапузыри, надутые дешевыми кредитами, лопаются. Сторонники агрессивной экспансии теряют контроль не только над приобретенными, но и над родными бизнес-единицами. Адепты синергии уже не могут быть уверены даже во флагманах своей эскадры. Проблемной нишей становится бывший любимец издательских домов
Под угрозой исчезновения подростковые и молодежные издания
Проще всего ужаться приверженцам вдумчивого горизонтального роста. Из трех российских публичных компаний лишь одна