Самое крупное изъятие нелегального оружия в истории Нью-Йорка, 2013 год

Самое крупное изъятие нелегального оружия в истории Нью-Йорка, 2013 год

Andrew Burton / Getty Images

Когда в голливудской криминальной драме происходит убийство, а преступник не догадывается выбросить пистолет в ближайшую реку, мы знаем, что будет дальше: полицейский или агент ФБР велит помощнику пробить номер оружия по базе данных и быстро выяснит владельца; им окажется тот, кого подозревали меньше всех, семья убитого поблагодарит полицейского, и дело закроют. Есть только одно «но»: в реальности в современной Америке нет никакой базы данных, в которую вносились бы владельцы 300 млн пистолетов, винтовок и ружей, находящихся в частных руках.

Волшебная система, где по номеру можно узнать владельца, Большой Компьютер, в котором хранится информация, единый список, где учтено все-все оружие – ничего этого не существует. Что бы ни показывали в кино. Какими бы жаркими ни были дебаты после очередного массового убийства. Все запросы, направленные в «волшебную систему», оказываются в небольшой конторе Чарли Хаусера, федерального агента Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (АТО). О том, как работает и как не работает система по отслеживанию огнестрельного оружия в США, рассказывает большой материал GQ.

«Даже полиция пишет мне все время на электронную почту: “Вы можете вбить серийный номер и сказать, на кого записано оружие?” Они думают, что это как номер VIN у машины. Даже полиция. “Эй, ребята, можете там поторопиться и вбить номер?”», – рассказывает Хаусер. Вот правда: «У нас нет никакой регистрационной системы. Никто не регистрирует никакие чертовы пушки».

Когда полицейский из какого-нибудь уголка США хочет выяснить, кому принадлежит огнестрельное оружие, он не открывает специальную единую базу данных у себя на компьютере, чтобы за минуту узнать историю конкретного ствола. Вместо этого он отправляет запрос Чарли – в Национальный центр отслеживания (National Tracing Center, NTC), подразделение АТО, которое находится в невысоком, ничем не примечательном здании в 17-тысячном городке Мартинсберг, Западная Виргиния, в 148 км от Вашингтона.

Поразительно даже не то, что единой системы не существует, а запрос нужно отправлять в специальное ведомство. Поразительно то, что у этого ведомства нет компьютеров. Это следует понимать буквально: NTC запрещено иметь централизованную электронную базу данных. Таков федеральный закон 1986 года, предложенный Национальной стрелковой ассоциацией (NRA): не должно быть базы с данными владельцев огнестрельного оружия, в которой можно было бы осуществлять поиск. Объяснение? Регистрацию оружия в NRA считают катастрофой, ибо она даст правительству гипотетическую возможность конфисковать его и лишить простых американцев способа защищать себя. «Гитлер и Сталин, как и все диктаторы, устраивавшие геноцид в ХХ веке, массово конфисковали оружие перед тем, как начать геноцид, – написал один из активистов в публикации на сайте NRA. – Регистрация. Конфискация. Вымирание».