Виталий Аньков / РИА Новости
В России почти незаметно для граждан продолжается думская предвыборная кампания. Есть ли у российских партий шансы поразить избирателей и о чем говорят их рекламные лозунги? По просьбе Slon Magazine в этом разбирались основатель рекламного агентства Amlinsky Creative Strategies Андрей Амлинский и креативный директор агентства Kaufman Станислав Кауфман.
Андрей Амлинский, автор креативного решения к концепции предвыборной рекламной кампании Бориса Ельцина «Верю, люблю, надеюсь» и знаменитого слогана «Не тормози – сникерсни!»
Прямо скажем, нынешние предвыборные партийные лозунги не отличаются особым задором, остроумием или искренностью. Возможно, там, где их утверждают, всякого рода креатив и отсебятина не очень-то и приветствуются. Большинство предвыборных рекламных девизов не имеет ни энергии, ни содержания. Их легко представить на одном листе бумаги с пометкой «нужное подчеркнуть». И все они, как кажется, задуманы лишь для того, чтобы проиграть или подыграть явному фавориту политического турнира.
Многие слоганы похожи до степени смешения: «Сможем сделать», «Мы сможем», «Время делать все для людей», «Власть людям». Это ритуальные фонемы, лишенные подлинной зажигательности. Политическому потребителю даже не пытаются что-то продать.
Станислав Кауфман, маркетолог, создатель водочного бренда «Путинка»
Слоганы большинства новых политических партий не содержат никакой конкретики, но конкретные и емкие девизы особенно нужны, когда избиратель поверхностно ознакомлен с задачами партий, а их руководители не имеют достаточного авторитета и известности у народа. «Единая Россия» традиционно делает акцент в своих слоганах на имени Владимира Путина. Да, президент – основатель партии и традиционно отдает за нее свой голос, но на данный момент не является партийным. Такие партии, как ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ, напротив, напрасно отошли от харизматических образов своих основателей – Жириновского, Миронова и Зюганова. Без их личного посыла в рекламных слоганах смысл обращений к людям стал весьма обтекаемым.
«Родина»
«Родина – это мы!»
Амлинский: Возможно, авторы слогана хотели сказать «Родина – это вы!». Иначе получается, что Родина – это они, то есть члены партии, и есть, а все остальные граждане не вполне ее представляют.
Кауфман: А я наивно думал, что Родина – это место, где человек родился и вырос. Но классное название для альтернативного кино в стиле авангард.
«Коммунисты России»
«Другие только обещают, мы – боремся!»
Амлинский: Электорат хочет результата, ему не особо интересен процесс, тем более такой разрушительный, как борьба, или скорее ее имитация. «Коммунисты России» в своей стилистике могли бы сказать «Вставай, страна огромная!». Но с колен мы уже поднялись, а садиться никто не хочет. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» вызывает еще больше вопросов: пока мы пользуемся этим столетним лозунгом, пролетариев повсеместно замещают роботы.
Кауфман: Борьба – это процесс, а не результат. Бороться – не значит побеждать. И наконец, позвольте узнать, мы боремся с кем? Какой счет и призовые?
Российская партия пенсионеров за справедливость
«Голосуй сердцем!»
«Голосуй за себя!»
«Задумайся о своем будущем!»
Амлинский: А чем еще голосовать, не рублем же?! Если верить премьеру, гражданам только и остается надеяться на здоровое сердце и остальные органы. Слоган «Голосуй за себя!» наводит тоску – сам за себя не проголосуешь, никто за тебя не проголосует. А «Задумайся о своем будущем!» в свете последних решений о пенсиях звучит и вовсе пугающе.
Кауфман: Выбирать сердцем россиян призывали еще во время одной из кампаний Бориса Ельцина. Видимо, креативная команда партии пенсионеров на нормальную работу, например, мозга по-прежнему не рассчитывает.
«Единая Россия»
«За партию президента!»
«Слышим людей – сможем сделать!»
Амлинский: Посыл понятен – попытка прислониться к рейтингу и «приватизировать» президента. Как известно, глава государства у нас является надпартийным народным избранником. Довольно забавно, что «Единая Россия» по-прежнему призывает голосовать за партию власти, которая и так у власти.
«Слышим людей – сможем сделать!» При виде этого слогана возникает вопрос: «А где вы раньше были, почему не делали?» Само словосочетание «слышим людей» напоминает расхожее сейчас «я тебя услышал», которым обмениваются между собой по телефону корпоративные бюрократы.
Надо быть ближе к народу. Я рекомендовал бы предложить избирателям что-то вроде: «Отъедросив, не бросим».
Кауфман: Посыл про партию президента – правильный по содержанию, но некорректный по форме. Понятно, что акцент делается на Владимире Путине, но зачем тогда заменять его фамилию словом «президент».