Сергей Гунеев / РИА Новости
Основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков – о громких арестах, взятках и о том, почему ему не жаль расставаться с бизнесом: Slon Magazine публикует отрывки из его интервью в передаче Hard Day’s Night на телеканале «Дождь». Вместе с журналистами «Дождя» Антоном Желновым, Романом Баданиным и Львом Пархоменко в беседе участвовали журналист агентства Bloomberg Ирина Резник и главный редактор Slon Magazine Ирина Малкова.
«Что я вам скажу? Это наша родина»
Желнов: Владимир Петрович, деловые новости в последние месяцы или годы уже не отличаются от криминальных. Ситуация с Михаилом Слободиным, теперь уже бывшим директором «Вымпелкома», ставшим буквально вчера фигурантом уголовного дела о даче взяток чиновникам в Коми. Он сейчас, как известно, находится во Франции. Возвращаться ему в Россию или не стоит покупать обратный билет, заказывать чартер?
Евтушенков: Видите ли, это личное дело каждого. Здесь трудно что-либо советовать. Я вспоминаю аналогичную ситуацию, которая была у меня. Всем вам известный [политтехнолог Станислав] Белковский сказал: «Как только Евтушенков выйдет, он на первый день окажется в Лондоне». В Лондоне я не оказался ни на первый, ни на второй, ни на третий день.
Каждый принимает для себя решение сообразно со своим видением мира, убеждениями, взглядами на жизнь.
Я точно не собираюсь ничего советовать Слободину ― ни оставаться, ни возвращаться. Даже если бы я сейчас был на месте его начальников или партнеров, я бы тоже сказал: «Принимай решение самостоятельно».
Желнов: Я понял. А если говорить о бизнес-климате? Только недавно завершился Восточный экономический форум во Владивостоке. При этом сразу после разговоров об инвестиционном климате в России следуют аресты, задержания. Я сейчас о двух топ-менеджерах группы «Ренова».
Евтушенков: Вы мне сейчас напомнили разговор президентов Siemens и ABB лет пятнадцать назад. Президент ABB спрашивал у президента Siemens: «Как ты считаешь, мне стоит пойти в Россию или подождать выборов?». Тот ему мудро ответил: «В России все время кого-то выбирают, иди, не задумывайся».
Форумы идут постоянно, так же постоянно возникают уголовные дела. Такое было и год, и два года назад, и три, и пять, семь лет назад. Это наша жизнь. Считать, что это как-то приурочено к форуму, ― это ошибка.
Желнов: Во время «Прямой линии» президента проводят обыски в ОНЭКСИМе, заканчивается форум ― идет новая волна.
Евтушенков: Что я вам скажу? Это наша родина.
Баданин: Владимир Петрович, конечным бенефициаром тех компаний, к которым выдвигаются претензии в истории со Слободиным и Вайнзихером, является ваш коллега по рейтингу богатейших россиян, господин Вексельберг. С вашей точки зрения, как человека, прошедшего через такого рода неприятности, Виктору Феликсовичу что-то угрожает?
Евтушенков: Понимаете, если честно, чтобы я высказал экспертное мнение, я должен быть достаточно погружен в тему вопроса, а я ее знаю только из газет. Судя по тому, что я знаю из газет, конечно, ничего не угрожает. Если там есть какое-то двойное-тройное дно, я его просто не знаю. В видимой части айсберга я не вижу угроз, но вы знаете, у айсберга всегда есть подводная часть. Черт его знает, как что было.
Поэтому мне трудно сказать сейчас, угрожает что-то Виктору Феликсовичу или нет. Лучше него это никто не знает.
Баданин: Философский вопрос. Вы давно работаете в том числе и в энергетическом секторе. Может быть, вы нас поправите, по-моему, у вас до сих пор есть энергетическая компания в Башкирии.
Евтушенков: Да, есть.
Баданин: Возможно ли вообще крупному бизнесу зайти на важный региональный рынок, например, на энергетический, не вступив в кулуарные договоренности с местным руководством, а попросту взятки?
Евтушенков: Не провоцируйте меня. Я сразу вам скажу «возможно».
Желнов: И это будет неправдой. А мы договорились не врать.
Евтушенков: Почему неправдой? Иногда это возможно, иногда действительно невозможно. Тут все зависит от спроса и предложения. Если спрос велик, а предложение мизерно, возникают связи. Если спрос как-то сбалансирован с предложением, тогда решает простая конкуренция, кто больше заплатит.
Желнов: Вы давали взятки региональным чиновникам?
Евтушенков: Вы что? Если я сейчас скажу, что давал взятки региональным чиновникам…
Желнов: Это не признание в убийстве. Елена Батурина признавалась в нашем интервью, что давала.
Евтушенков: Елена Батурина ― особый случай.
Желнов: Что это значит?
Евтушенков: Это точно не мой случай. Это явление в российском бизнесе. Есть, знаете, интимные вещи.
Желнов: Так давали или нет? Можно же признаться.
Евтушенков: А зачем признаваться?
Желнов: Не знаю.
Евтушенков: Даже если тебя застали с чужой женой, всегда говори, что это ошибка. Это то же самое.