Торрент-ресурс признан виновным | Суд не остановит пиратство  | Россия - родина пиратов

ТОРРЕНТ-РЕСУРС ПРИЗНАН ВИНОВНЫМ


17 апреля 2009 г. обвинительным приговором завершился процесс против владельцев одного из крупнейших и наиболее популярных в мире торрент-трекеров The Pirate Bay. Четверо его основателей – Фредрик Нейдж, Готфрид Свартхолм, Питер Сандэ и Карл Лундстрем были приговорены судом Стокгольма к году лишения свободы каждый. Кроме того, им предстоит заплатить 30 млн. шведских крон (около $3,6 млн.) штрафа.

Суд над «Пиратской бухтой», как и любое современное делопроизводство, где фигурирует интернет, отличался некоторой абсурдностью: сама по себе, торрент-технология вполне легальна. Она базируется на простой идее, что в интернете можно найти все, если знать, где искать. Порталы, подобные The Pirate Bay и Torrents.Ru не содержат пиратского контента, а всего лишь подсказывают пользователю, на чьих компьютерах в Сети лежат искомые фильмы, музыкальные треки, тексты, программы. Собственно, потому стокгольмский суд осудил хозяев The Pirate Bay «за пособничество распространению нелегального контента», оставив без внимания факт существования самого портала. Строго говоря, с его помощью можно вести обмен как ворованным, так и совершенно легальным контентом.

СУД НЕ ОСТАНОВИТ ПИРАТСТВО


Именно поэтому судебную историю «Пиратской бухты» нельзя считать действительно законченной. Адвокаты осужденных, огорченных нежданной суровостью приговора, склонны подать апелляцию. Истцы в лице крупнейших лейблов Warner Bros, MGM, EMI, Columbia Pictures, 20th Century Fox, Sony BMG и Universal, вряд ли удовлетворены парадоксальным решением суда, в результате которого сайт The Pirate Bay получил возможность продолжать работу. Хотя IFPI и BSA приветствовали обвинительный приговор по делу «Пиратской бухты», нейтрализовать около 55% мирового торрент-трафика и то ли 22 млн. – по подсчетам истцов, то ли 3,5 млн. пользователей – по собственным подсчетам трекера, пока не удалось. Потери звукозаписывающих лейблов, кинопрокатчиков и девелоперов программного обеспечения продолжатся в прежнем объеме. И пусть виновные наказаны, их дело благополучно живет.

Оценить ущерб от нелегального распространения контента довольно непросто, однако, в исследовании IFPI по музыкальному рынку Digital Music Report 2009 содержится недвусмысленное утверждение, что в прошлом году 95%, или 40 млрд. треков, загруженных пользователями из Сети, оказались пиратскими. Одновременно с пиратским, впрочем, в 2008 г. возрос и легальный рынок цифровой музыки. IFPI шестой год подряд отмечает уверенный рост на глобальном

легальном рынке – в прошлом году он составил около 25%.

Крупнейшим мировым лейблам удалось заработать на «цифре» $3,7 млрд. в 2008 г. Обвинители на процессе против The Pirate Bay утверждали, что после окончательной победы над пиратством медиа-индустрия смогла бы зарабатывать $74 млрд., но справедливость этих подсчетов станет очевидна, лишь когда все существующие торренты будут закрыты.

РОССИЯ

РОДИНА ПИРАТОВ

Шведская схватка между бизнесом и интернетом закончилась боевой ничьей: «Пиратская бухта» продолжит работать, но администрировать ее, видимо, придется из казематов шведской тюрьмы. Американские правообладатели в очередной раз показали цифровому человечеству, что могут достать пиратов даже в Скандинавии, а интернет-сообщество протестовало суточной атакой на представительский сайт IFPI. Попутно шведы узнали примерный объем пиратского трафика: с момента принятия 1 апреля антипиратского закона интенсивность передачи данных в стране упала со 160 до 90 Гб в секунду.

Финал громкого процесса совпал по времени с антипиратским демаршем президента России: в апреле 2009 г. Дмитрий Медведев сделал спорное заявление о том, что "интернет и авторское право несовместны". Не удивительно: текущий ущерб от торрент-трекеров на отечественной почве затрудняются определить даже сами правообладатели, по праву считающие Россию одной из главных пиратских гаваней. Однако, словно повинуясь президентской воле, крупнейший российский портал Torrents.ru был целую неделю труднодоступен из-за хакерских DDoS-атак, вновь доказав решимость страны решать мировые проблемы своими особыми, сугубо национальными методами.