Alexander Demianchuk / REUTERS
У Владимира Путина обнаружился еще один состоятельный друг юности. Им оказался Петр Колбин, бывший совладелец нефтетрейдера Gunvor и целого ряда других дорогостоящих активов. Репортаж об этой дружбе снял телеканал «Дождь», целиком его можно посмотреть здесь. По мотивам этого расследования Slon Magazine приводит пять основных фактов о новом старом друге президента.
Кто такой Петр Колбин?
Впервые о предпринимателе из Петербурга Петре Колбине в 2009 году написала «Новая газета». Издание проанализировало бизнес-интересы Колбина и пришло к выводу, что они тесно связаны с империей давнего знакомого Владимира Путина Геннадия Тимченко.
Сам Колбин общаться с журналистами всегда отказывался. Исключение предприниматель сделал лишь однажды: в 2012 году он подтвердил газете «Ведомости», что вместе с Тимченко и его партнером Торбьорном Торнквистом был совладельцем нефтетрейдера Gunvor.
Известно, что в начале 2000-х годов Колбин был совладельцем ряда компаний-подрядчиков «Газпрома». В этот бизнес, как писал Forbes, Колбина привел однокурсник Владимира Путина Виктор Хмарин.
В 2015 году Колбин был включен в санкционный список США – как раз из-за связи с Gunvor.
Как Колбин оказался партнером Геннадия Тимченко?
По версии Колбина, он знаком с Тимченко с детства. «Шестидесятилетний Колбин родом из Оренбургской области, родился в семье военнослужащих. Отца Колбина, когда тому было шесть лет, перевели служить в ГДР. И там Колбин познакомился и подружился с ровесником, тоже сыном военнослужащих Тимченко», – писали «Ведомости» в 2012 году.
Сам Тимченко знакомство с Колбиным-младшим и его участие в капитале Gunvor никогда не комментировал. Но в интервью журналу Forbes на вопрос о загадочном миноритарии Gunvor Тимченко отвечал, что до 2010 года «небольшой пакет акций» трейдера принадлежал его «давнему товарищу, со времен детства». Тимченко настаивал, что этот друг «никак не связан с властью или с крупным бизнесом», а акции Gunvor он получил, выступив «на некоторое время финансовым инвестором» (Торнквист говорил, что это произошло в 2005 году, а доля миноритария составляла около 10%).
В 2010 году Колбин вышел из числа совладельцев Gunvor, его доля была передана в специальный трастовый фонд – для мотивации сотрудников трейдера. На тот время оборот Gunvor составлял около $70 млрд, на пике на долю трейдера приходилась примерно треть всего российского морского нефтеэкспорта.
Как Колбин вошел в список Forbes?
Самой удачной из сделок Петра Колбина стала покупка 25,1% акций компании «Ямал СПГ», владевшей лицензией на гигантское газовое Южно-Тамбейское месторождение. До весны 2009 года этот пакет принадлежал Газпромбанку. В апреле банк продал его неназванному покупателю за 2,6 млрд рублей – это около $79 млн по курсу на момент продажи, или почти $90 млн на 2010 год, когда выяснилось, что новым владельцем блокпакета является Колбин.
Аналитики отмечали, что Газпромбанк уступил ценный актив крайне дешево. Для сравнения: летом того же 2009 года другой совладелец «Ямал СПГ» – Геннадий Тимченко продал 51% этой компании «Новатэку» за $650 млн (исходя из этого, доля Газпромбанка в «Ямал СПГ» должна была стоить не $90 млн, а около $320 млн).
Сам Колбин вышел из капитала «Ямал СПГ» уже в 2011 году, продав свой пакет «Новатэку» уже за $526 млн. Благодаря этой сделке предприниматель тут же оказался в числе богатейших российских бизнесменов: с оценкой состояния в $550 млн он до сих пор занимает 149-е место в списке Forbes.
В начале 2000-х годов Колбин также владел нефтетрейдером «Сургутэкс», который продавал за границу значительные объемы нефти и нефтепродуктов компании «Сургутнефтегаз» и контролировал ряд поставщиков оборудования для «Газпрома».
При чем здесь Владимир Путин?
Из расследования «Дождя» стало известно, что с детства Петр Колбин мог быть дружен не только с Тимченко, но и с будущим президентом Владимиром Путиным.