Подсудимые Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель и другие на скамье подсудимых во время заседания на Нюрнбергском процессе, 1 октября 1946.

Подсудимые Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель и другие на скамье подсудимых во время заседания на Нюрнбергском процессе, 1 октября 1946.

Виктор Кинеловский / ТАСС

Нормальные убийцы

Ровно 70 лет назад, 1 октября 1946 года, завершился Нюрнбергский процесс. Двумя неделями позже петля, затянутая сержантом армии США Джоном Кларенсом Вудсом на шеях десяти лидеров Третьего рейха, ознаменовала неотвратимость возмездия для людей, совершивших самые страшные преступления против человечества за всю его историю.

В ходе процесса с обвиняемыми постоянно работали не только юристы, но и психологи – всем без исключения хотелось знать, кем были люди, отдававшие приказы давить гусеницами танков, отправлять в газовые камеры, расстреливать, вешать и сжигать заживо миллионы человек? Создавая психологические портреты нацистских вождей, психологи пытались понять, как возникали их людоедские планы.

«Удалось ли нам что-то выяснить благодаря тестам? Нет. Отклонений от нормы мы не выявили, мы не нашли ничего, что предопределяло бы, что они станут убийцами», – рассказывал впоследствии Говард Трист, работавший переводчиком на беседах подсудимых с психологами. Существуют и кардинально противоположные мнения – один из основателей неофрейдизма, Эрих Фромм в своем труде «Анатомия человеческой деструктивности» писал, что Адольф Гитлер, чьими марионетками были почти все без исключения руководители Третьего рейха, был патологическим садистом и некрофилом (как, впрочем, по мнению ученого, и Иосиф Сталин).

Известный немецкий психиатр Артур Кронфельд, бежавший из Германии в СССР после прихода к власти Гитлера, был видным специалистом по шизофрении. В своей книге «Дегенераты у власти», вышедшей в 1941 году, он дает крайне нелицеприятную характеристику будущего фюрера, за которым наблюдал во время судебного процесса по делу о клевете в 1932 году, делая вывод о его «дегенеративной примитивности».

К основным характеристикам Гитлера, которые позже подтвердили и другие знавшие его близко люди, Кронфельд относил «презрение ко всем формам духовной культуры» и «беспредельное самообожествление».

Конечно, при наличии такого шефа, как Гитлер, трудно представить, что все его подчиненные были людьми адекватными. Вместе с тем, как утверждает переводчик Трист, подсудимые в Нюрнберге «были вполне нормальными: зло и крайняя жестокость вполне могут сочетаться с нормой».

Среди нацистских лидеров встречались как люди недалекие, так и отличавшиеся завидными умственными способностями и уровнем образования.