Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей родильного дома № 3 в Москве.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей родильного дома № 3 в Москве.

Сергей Пятаков / РИА Новости

«Обращение граждан за запрет абортов» патриарх Кирилл подписал 27 сентября, на встрече с крупными российскими пролайф-движениями «За жизнь» и «Православные добровольцы», согласовав его предварительно с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, материнства и детства. То есть обращение следует считать проверенным на соответствие официальной церковной позиции. Его авторы призывают полностью запретить не только аборты, но и контрацептивы с абортивным действием, а это любые посткоитальные препараты и внутриматочные спирали.

Однако вечером после подписания этого обращения появились разъяснения от пресс-секретаря патриарха священника Александра Волкова и председателя Синодального информационного отдела Владимира Легойды. Патриарх подписал обращение «как священник и как гражданин», а как предстоятель церкви он по-прежнему считает, что аборты надо только вывести из системы обязательного медицинского страхования, а не тотально запрещать. Остается только гадать, что произошло за несколько часов после подписания обращения до заявлений о том, что патриарха не так поняли. Тем более что за это время идею запрета абортов успели публично поддержать детский омбудсмен Анна Кузнецова и верховный муфтий России Талгат Таджуддин.

Вероятно, религиозные лидеры несколько перестарались. Полный запрет абортов в год перед президентскими выборами – слишком радикальный шаг. Все-таки, по социологическим опросам, большинство россиян предпочитают, чтобы решение о том, сохранять ли беременность, принимали те, кому ее вынашивать: по данным 2015 года (Левада-центр), 66% считают, что вопрос аборта должен быть оставлен на усмотрение тех, кого это касается, и только 3% за тотальный запрет.

«А вы что, хотели, чтобы патриарх был за аборты?» – с разным знаком спрашивают в соцсетях пользователи и пролайфовской, и прочойсовской ориентации. (Движение за репродуктивный выбор, или прочо́йс (англ. Pro-choice – за выбор) – общественное движение, отстаивающее право женщины совершать аборт, а также соответствующая этико-политическая позиция. Противниками прочойса являются сторонники пролайфа, или движения «за жизнь».) На самом деле очевидный ответ, что можно быть против абортов и одновременно против их законодательного запрета, потому что одно не следует из другого, не настолько прост.