Здание Deutsche Bank в Москве

Здание Deutsche Bank в Москве

Sergei Karpukhin / Reuters

Deutsche Bank согласился выплатить регулятору в Нью-Йорке штраф в размере $425 млн за «зеркальные сделки», которые помогали выводить российские деньги за рубеж, сообщает Reuters. Историю этих сделок еще в августе 2016 года восстановил в своем расследовании New Yorker, рассказавший, как крупнейший банк Германии помог вывести из России около $10 млрд.

История началась еще за год до этого, когда СМИ узнали о том, что с мая 2015 года в банке проводится внутреннее расследование (под рабочим названием Project Square) из-за подозрений, что российское подразделение участвовало в отмывании $6 млрд российских клиентов. В сентябре 2015 года DB объявил о закрытии бизнеса корпоративных банковских услуг и ценных бумаг (CB&S) в России, который некогда давал банку $500 млн ежегодной прибыли, объяснив это новой политикой оптимизации. В декабре обнаружились еще $4 млрд сомнительных транзакций. За все время с начала расследования от работы в банке были отстранены три человека: трейдеры Дина Максутова, Георгий Бузник и их начальник – американец Тим Уизвелл.

В своем свежем фичере, где описывается история карьеры Уизвелла и его участие в махинациях в DB, Bloomberg предполагает, что руководству банка было выгодно свалить все грехи на одного человека, – бывшие сотрудники банка рассказывают, что оба подразделения DB (и в Лондоне, и в Москве) были в курсе проводимых операций. Каждый вечер список крупнейших сделок по акциям, совершенным за день, отправлялся менеджменту как московского, так и лондонского офисов. При этом в ходе расследования был уволен лишь Уизвелл (впоследствии он пытался судиться с банком, однако проиграл дело). По его словам, пишет Bloomberg, еще минимум 20 сотрудников и управляющих в банке были в курсе проводимых сделок. Сейчас Министерство юстиции США, а также британское Управление по финансовому регулированию и надзору выясняют, нарушил ли Уизвелл и его подчиненные законодательство по борьбе с отмыванием денег.

«Привлекательный, но безобидный; популярный, но из тех, о ком быстро забывают; старательный, вежливый, оптимистичный, компетентный, но – не обладатель выдающегося ума» – так Уизвелла описывает Bloomberg. Уиз, как его звали близкие коллеги (интересно, что это Wiz созвучно с Whiz – прозвищем детей-вундеркиндов в английском языке), был восходящей звездой, хотя и представлял собой вроде бы типичного молодого банкира.

Уроженец Коннектикута, Уизвелл впервые попал в Россию в 17 лет. После развода родителей он переехал сюда к отцу, предпринимателю из нефтегазовой сферы, и проучился в Москве один год старшей школы. После окончания вуза он вернулся в Россию, где пошел на свою первую работу в «Альфа-банке», рассказывает New Yorker.