Игорь Сечин.

Игорь Сечин.

Михаил Метцель / ТАСС

«Роснефтегаз», наверное, единственная госкомпания, которая предпочитает не отчитываться правительству о том, сколько у нее денег. Это черная дыра, которая живет по своим правилам, возмущался в разговоре с «Ведомостями» федеральный чиновник: на прошлой неделе издание сообщило, что Росимущество не может добиться от «Роснефтегаза» информации о его инвестпрограмме и планируемых дивидендах.

Свою скрытность «Роснефтегаз» объясняет просто: госкомпания предоставляет информацию непосредственно президенту Владимиру Путину. Вопросы «Роснефтегаза» относятся к компетенции правительства, но Путин действительно располагает «основной картиной» о состоянии финансов компании, говорит на это представитель президента Дмитрий Песков.

Slon Magazine тоже решил изучить эту картину.

Что такое «Роснефтегаз»?

«Роснефтегаз» не ведет операционной деятельности, средняя численность его работников в 2014 году (последний доступный отчет) составила всего 10 человек. Компания была создана в 2004 году как временное хранилище акций «Роснефти» и «Газпрома». «Роснефтегаз» собирались использовать в сделке, в ходе которой «Газпром» в обмен на свои акции должен был получить контроль в «Роснефти». Сделка так и не состоялась, но на балансе «Роснефтегаза» остался контрольный пакет акций «Роснефти», 10,97% «Газпрома», а позднее к ним прибавились 26,3% энергохолдинга «Интер РАО».

На конец 2015 года стоимость акций во владении «Роснефтегаза» составила 2,4 трлн рублей. Владение ими и получение дивидендов госкомпания в отчетах называет основой своей финансово-хозяйственной деятельности.

Совет директоров «Роснефтегаза» возглавляет главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. В него также входили (по состоянию на 30 июня 2015 года): бывший вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда, замминистра финансов Андрей Иванов, глава Газпромбанка Андрей Акимов и бывший председатель правления СОГАЗа Сергей Иванов. Врио гендиректора «Роснефтегаза» до недавнего времени была Каланда, после ее ухода из «Роснефти» эту должность занял советник Сечина Геннадий Букаев.

Сколько у него денег?

За прошедшие годы «Роснефтегаз» сумел скопить полтриллиона рублей (554,9 млрд рублей; без учета переоценки акций): столько составила нераспределенная прибыль компании на конец 2015 года. Для сравнения: государству в виде дивидендов «Роснефтегаз» за все годы существования выплатил суммарно около 232,7 млрд рублей.

«Роснефтегаз» называет себя «обществом специального назначения, созданным для оперативного выполнения государственных стратегических задач»

Главный источник доходов «Роснефтегаза» — дивиденды «Роснефти», «Газпрома» и «Интер РАО» (за 2015 год они выплатили ему суммарно 107 млрд рублей). Другая статья доходов — продажа акций «Роснефти»: последний раз «Роснефтегаз» продал 5,66% ее акций в 2013 году, сделка принесла ему около 151 млрд рублей.

Сам «Роснефтегаз» платит дивиденды своему единственному акционеру — государству — совсем не так регулярно. Вопрос, сколько денег компания должна отдать в виде дивидендов, не раз (и даже не два) становился предметом бурных разногласий компании с правительством. На графике хорошо видно, кто обычно одерживает верх в этой дискуссии.