Банкротство авиакомпании «Трансаэро» стало уникальным для российского рынка. Объем требований кредиторов составил рекордные 250 млрд рублей. А главными пострадавшими оказались лизинговые дочерние компании госбанков — ВЭБа, ВТБ и Сбербанка. Именно они в течение нескольких лет до банкротства авиакомпании помогали ей агрессивно наращивать парк.
Главным партнером «Трансаэро» по покупке новых самолетов была «дочка» ВЭБа. Причем сотрудничество, как выяснил Republic, выглядело так: структуры «Трансаэро» покупали на рынке подержанные самолеты, затем продавали их лизинговой компании — часто по существенно более высокой цене, и наконец брали их у нее же в лизинг. Цена сделок, общая сумма которых исчисляется сотнями миллионов долларов, — не единственная странность в этом партнерстве: достаточно сказать, что за прошедшее время самолеты «Трансаэро», поставленные на баланс «ВЭБ-лизинга», обесценились в 3,5 раза. Вернуть деньги за счет лизинговых платежей госкомпания не смогла, с наступлением кризиса перевозчик перестал платить по счетам.
Теперь государственные лизинговые компании во главе с «дочкой» «ВЭБа» — первые в числе кредиторов «Трансаэро», которое проходит процедуру банкротства: их суммарные претензии к авиакомпании превышают 80 млрд рублей.