Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Российский Минздрав рассматривает возможность исключить гомеопатические препараты из списка лекарственных средств. Сделать это ведомству рекомендовали ученые– члены комиссии РАН по борьбе с лженаукой – 6 февраля 2017 года вышел Меморандум комиссии, утверждающий, что гомеопатия не соответствует интересам пациентов. «Гомеопатия не является безвредной: больные тратят значительные средства на недействующие препараты и пренебрегают средствами лечения с подтвержденной эффективностью. Это может приводить к неблагоприятным исходам, в том числе к смерти пациентов», – считают ученые. Это очередной удар по гомеопатии, позиции которой в последнее время серьезно пошатнулись в России и в мире. В конце 2016 года некоммерческое партнерство Национальный совет по гомеопатии проиграло суд журналу «Вокруг света» – истцы требовали опровержения статьи Аси Казанцевой о недоказанности действия гомеопатических средств. Тогда Republic подробно рассказывал о том, что не так с гомеопатией. Повторяем на случай, если вы пропустили.

Ранее в 2016 году управление по контролю качества пищевых продуктов США (FDA) начало расследование гибели десяти младенцев и более четырехсот случаев острого отравления детей, употреблявших гомеопатические таблетки и гели при прорезывании зубов. Эти продукты отозваны из оборота. FDA подозревает, что они содержали опасные для здоровья концентрации белладонны, – это подтверждается тестами 2010 года, хотя производитель уверяет, что с тех пор снизил концентрацию.

Прежде считалось, что даже если гомеопатия неэффективна, то она хотя бы безвредна за счет сверхмалых доз действующего вещества. Благодаря этому в большинстве развитых стран гомеопатическим лекарствам разрешена упрощенная форма регистрации без клинических испытаний. Сейчас все может измениться. FDA объявило о своем расследовании в октябре 2016 года, а в ноябре его коллеги из Федеральной торговой комиссии США обязали производителей гомеопатии проводить доказательные исследования эффективности и безопасности, а отсутствие таковых указывать на упаковке.

Пока московский Арбитражный суд разбирал иск гомеопатов к «Вокруг света», журнал собрал ведущих российских популяризаторов медицины в лектории под названием «Судный день».

Republic публикует сокращенные варианты четырех прозвучавших лекций

  • Александр Панчин расшифровывает психологические корни слепой веры человечества в гомеопатию;
  • Ася Казанцева разбирает самые популярные в России сахарные шарики по составу веществ;
  • Алексей Водовозов объясняет, почему гомеопатию часто путают с фитотерапией и пищевыми добавками;
  • Василий Власов рассказывает о проблемах доказательной базы в современной медицине – о способах измерения эффективности лекарств и подводной части айсберга реальных клинических испытаний с противоречивыми результатами.

Научные журналисты Александр Панчин, Ася Казанцева и Алексей Водовозов, главный редактор журнала «Вокруг света» Сергей Апресов и профессор ВШЭ Василий Власов. Фото: Надежда Звягина

Александр Панчин, биолог, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой, лауреат премии «Просветитель-2016»

Гомеопатия удивительным образом объединила в себе два принципа «симпатической магии» – образа мышления, открытого антропологами в результате наблюдений за аборигенами и, как выясняется, свойственного нам до сих пор. Так же как в гомеопатии, в ней постулируется закон подобия: мы лечим подобное подобным. И магия контакта. Ее идея в том, что если вы бесконечно разбавляете что-то водой и там с точки зрения физики уже не осталось ни одной молекулы исходного вещества, то эта вода имеет память о том, что было в исходном веществе.

Антрополог Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» объясняет логику этого образа мышления. Закон подобия, который можно назвать гомеопатической магией или магией имитации, работает так. Если вы хотите что-то с кем-то сделать, вы должны имитировать это действие. Например, если хотите кого-то убить, то вы делаете куклу и протыкаете ее иголкой. Если хотите вылечить импотенцию, то вам нужен какой-нибудь фаллический символ, например рог носорога или корешок соответствующей формы, из которого вы приготовите снадобье.