Иллюминация в Камергерском переулке. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Иллюминация в Камергерском переулке. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Сергей Собянин предложил Дмитрию Медведеву дать крупным регионам право не публиковать информацию о своих закупках на сайте zakupki.gov.ru, а создавать для этого отдельные собственные системы. Свою просьбу мэр Москвы, как пишут «Ведомости», объяснил тем, что в электронной системе госзакупок случаются технические сбои, из-за которых якобы срывались социально значимые контракты.

За шесть с лишним лет, что Собянин возглавляет Москву, у журналистов и борцов с коррупцией накопился внушительный список претензий, касающихся неоправданно высоких расходов на госзакупках. Тендеры выигрывали одни и те же компании, цены оказывались в разы выше рыночных, а мэрия всеми возможными способами пыталась проводить контракты мимо системы госзакупок.

Если предложение Собянина одобрят, узнать, во сколько Москве обошлась очередная сомнительная инициатива по благоустройству, станет гораздо труднее. Republic вспомнил самые яркие и дорогие проекты мэра, стоимость которых удалось узнать только благодаря единому реестру.

Работы по замене тротуарной плитки на Манежной площади. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Первое столкновение с собянинской плиткой вызвало у москвичей эстетический шок и разговоры о том, что на новом покрытии улиц наживается жена мэра. Слухи о жене не подтвердились, но многомиллиардные заказы на производство плитки, которые выигрывали одни и те же компании, стали темой многих расследований.

Киоски нового образца на проспекте Мира. Фото: Photoxpress

Уличную торговлю Сергей Собянин невзлюбил сразу. Уже в 2011 году он обязал торговцев заменить разнородные и неэстетичные ларьки на типовые киоски. Владельцы подчинились, но в 2015 году мэрия не продлила с ними договоры на аренду, и киоски были демонтированы. В 2016 году в Москве стали устанавливать новые киоски единого образца, причем две трети всех ларьков в городе теперь должны иметь специализацию «Печать» или «Мороженое». Большую часть новых киосков произвела малоизвестная компания «Все сам», выигравшая соответствующие тендеры правительства Москвы на 2,85 млрд рублей.

Сотрудники жилищно-коммунальной службы высаживают деревья зимних пород на Тверской улице. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Один кустик на Тверской обошелся Москве в 8 млн рублей. К таким выводам пришел журналист «Дождя» Павел Лобков, проанализировав госконтракты на озеленение в 2013 году. Алексей Навальный, подхвативший расследование, выяснил, что озеленение Тверской по завышенным ценам было утверждено личным распоряжением Собянина, позволившим в обход процедуры госзакупок выбрать единственного подрядчика. В результате «кустики» обошлись городу в 219 млн рублей.

Открытие пешеходной зоны на Пятницкой улице. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В 2015 году мэрия объявила о новой программе «Моя улица» стоимостью 120 млрд рублей за три года, предполагавшей массовую реконструкцию московских улиц. Были перекопаны целые районы. Возмущение вызвали как неудобства в передвижении, так и то, что многие из улиц, вошедших в программу, уже реконструировали в 2012–2014 годах. Расследование РБК показало, что за время мэрских полномочий Сергея Собянина рынок московских подрядчиков сильно изменился: вместо сотен компаний остались десятки, а тендеры регулярно выигрывали одни и те же компании. Закупка у единственного поставщика часто оправдывалась тем, что заказ должен быть выполнен в короткие сроки.

Масштабная реконструкция Тверской улицы. Фото: Евгений Самарин / РИА Новости

Летом 2016 года «Моя улица» продолжилась – было реконструировано 50 улиц. Претензий к благоустройству становилось все больше. Например, «Медуза» установила, что ответственный за работы заместитель мэра Петр Бирюков был связан с компаниями, выполнявшими работы по программе. Недовольство горожан и экспертов дополнили рекордные московские ливни лета 2016 года, в результате которых был затоплен весь центр города. Как оказалось, на многих реконструированных улицах ливневая канализация пришла в негодность или вообще отсутствовала.

Площадка «Юность весны» на Пушкинской площади, украшенной в рамках фестиваля «Московская весна». Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Декорации фестиваля «Московская весна», прошедшего в 2016 году, вызвали всеобщее недоумение и были частично демонтированы. Но за обсуждением эстетической составляющей мало кто заметил, что почти все городские праздники проводит одна и та же компания – ООО «Московский сувенир плюс», которая в 2014–2016 годах выиграла тендеры на 363,8 млн рублей.

Праздничные гулянья в День города на Тверской улице. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

День города в 2016 году обошелся мэрии в 580 млн рублей. Журналисты обратили внимание на то, что многие закупки и мероприятия проводились без конкурсных процедур – контракты заключались через автономные учреждения или казенные предприятия.

Новогодняя иллюминация на Тверской улице. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Установленные перед новым, 2017 годом 64 «бокала», освещающие Тверскую и зловеще позвякивающие на ветру, обошлись городу в 2,24 млн рублей за каждый. Подсчеты «Медузы» показали, что их покупка, монтаж и демонтаж по рыночным ценам стоил бы всего 475 тысяч рублей за одно украшение.