Решения об освобождении Ильдара Дадина, Евгении Чудновец и Оксаны Севастиди принимались непосредственно после вмешательства президента России Владимира Путина.

Об этом сообщает РБК со ссылкой на высокопоставленных чиновников. По словам собеседников издания, Генпрокуратура в этих случаях выполняла чисто техническую роль.

«Есть понимание, что перед выборами президента ​нужна некая либерализация», – заявил один из собеседников издания в Госдуме.

По мнению нескольких источников РБК, еще несколько громких дел могут быть пересмотрены в преддверии выборов.

Как рассказал один из источников, Путин начал обращать внимание на эти истории осенью 2016 года, после того, как было опубликовано письмо Дадина о пытках в колонии. Тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что Путину доложат о жалобе.

При этом первое время власти просто следили за ситуацией, отметил другой собеседник РБК. Решающую роль в деле Дадина сыграл не столько президент, сколько Конституционный суд. Такое мнение высказали несколько чиновников, беседовавших с изданием.

В конце декабря во время ежегодной пресс-конференции российский президент заявил, что SMS-сообщения, из-за которых судили Севастиди, не представляли из себя «никакой тайны большой».

По словам адвоката Севастиди, когда он виделся со своей подзащитной в «Лефортово», она не собиралась подавать прошение о помиловании. Поэтому можно полагать, что это была либо инициатива президента, либо Севастиди подписала прошение не глядя, либо подала прошение после встречи с адвокатами, сказал юрист.

Однако в этом случае в администрации главы государства не успели бы подготовить все бумаги для указа о помиловании, заявил источник издания в Генпрокуратуре.

Делом воспитательницы Чудновец в Администрации президента заинтересовались еще раньше. По словам одного из собеседников РБК, «все, в том числе руководство компетентных органов, согласились с тем, что это [реальный срок для Чудновец] – перебор». Источник издания добавил, что дело педагога собирались пересмотреть в любом случае. В то же время решения по делам Чудновец и Дадина не связаны, и считать их тенденцией не стоит, подчеркнул собеседник издания.

22 февраля Верховный суд (ВС) отменил приговор Ильдару Дадину, который был осужден за неоднократные нарушения на митингах. Евгения Чудновец, приговоренная к шести месяцам колонии за перепост ролика, вышла на свободу 6 марта. Осужденная за SMS о военной технике в городе перед войной в Грузии Оксана Севастиди была помилована 7 марта.

Источники «Медузы» и «Дождя», близкие к руководству Генпрокуратуры, сообщали, что ведомство «самостоятельно» приняло решение об освобождении Дадина и Чудновец, так как «невиновность обоих фигурантов была очевидна».