Фото: Mick Tsikas / Reuters

Фото: Mick Tsikas / Reuters

Сегодня глава российского правительства Михаил Мишустин подписал постановление, которое в известном смысле можно считать историческим. Согласно документу, штампы в паспорте о регистрации брака и детях более не являются обязательными для граждан страны. Из требуемых по закону штампов таким образом остаются только два: регистрация по месту жительства (и соответственно о снятии с регистрационного учета) и о воинской обязанности.

Общество, похоже, встретило новость без восторга (россиянки, как пишет, например, сайт woman.ru, «возмущены»). Меру критикуют и юристы: отсутствие штампа в паспорте теоретически облегчает заключение двойных браков.

В то же время можно сказать, что решением сверху Россия невольно присоединилась к глобальной дискуссии о допустимости брачных отношений вне государственного контроля – причем с неожиданно либеральной стороны. И это необязательно к худшему. В конце концов, как уверены нобелевский лауреат по экономике Ричард Талер и известный гарвардский правовед Касс Санстейн, «система официального лицензирования брака больше не соответствует современным реалиям».

Книга «NUDGE. Архитектура выбора: Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер») продается под лозунгом «для фанатов Blink (“Озарения”) Малкольма Гладуэлла». Восторженные аннотации ей расточают именитые авторы вроде Майкла Льюиса и Стивена Левитта. «NUDGE» написали Ричард Талер и Касс Санстейн, профессора соответственно Чикагского университета и Гарварда. Авторские регалии, рекомендации от суперзвезд западного нон-фикшна – все это гарантировало широкое внимание к книге, заглавие которой может показаться подозрительно всеобъемлющим и отвлеченным. Глава, заинтересовавшая нас, посвящена современному браку, а именно выбору между официальной и гражданской его формами. И этот выбор, считают Талер и Санстейн, не так уж очевиден.