Фото:  Brian Snyder / Reuters

Фото: Brian Snyder / Reuters

Жизнь, протекающая за окнами квартир, все чаще заставляет нас думать о градостроительных проблемах. Но дело не только в приближающейся реновации и многократно описанных ее минусах, таких как чрезмерная высота будущих домов и весьма вероятное отсутствие школ, магазинов и другой инфраструктуры. Существует проблема, которую игнорировать намного труднее, хотя урбанисты, кажется, не уделяют ей никакого внимания. Это проблема освещенности.

Проблема эта не нова. Все условные города будущего, состоящие из одних небоскребов, — будь то «Метрополис» в фильме Фрица Ланга, воображаемый Нью-Йорк на рисунках Хью Феррисса или место действия «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, — объединяются одной чертой. В них всегда темно, и эту темноту нарушают лишь фары автомобилей или — как на рисунках Феррисса — эффектная архитектурная подсветка. Замечательный графический дизайнер Хью Феррисс появляется в нашем повествовании далеко не случайно. Именно он стоял у истоков возникновения тех небоскребов характерной ступенчатой формы, которые определили архитектурный облик Нью-Йорка между двумя мировыми войнами и воспринимаются сейчас как визитная карточка стиля ар-деко, снова вошедшего в моду.