Игорь Сечин и Алексей Миллер. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Игорь Сечин и Алексей Миллер. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Нынешний политический режим в России практически на всем протяжении своего существования отличался своей непрозрачностью: реальные механизмы обсуждения и принятия решений находились не столько внутри формальной (видимой) вертикали власти, сколько в каком-то параллельном политическом мире, где непросто было отслеживать расстановку сил.

В рамках первого срока Путина элиту было принято делить на «семью» и путинских (среди которых тоже выделяли «питерских либералов» и «питерских чекистов»). Во время второго срока много говорилось о противостоянии газпромовской и сечинской групп. Сейчас политическое поле кажется более атомизированным, границы между группами влияния стираются. Тем не менее и нынешнюю правящую элиту можно систематизировать, если использовать для этого функциональный подход. Важно оговориться, что предлагаемое разделение носит очень условный характер и является приглашением к дискуссии (в том числе в комментариях под статьей).

С учетом кадровых перестановок и внутриэлитных трансформаций 2016–2017 годов можно выделить в окружении Путина как минимум пять типов фигур, вовлеченных в принятие ключевых управленческих и политических решений. Статус не закреплен навсегда – каждый руководитель может в той или иной степени совмещать несколько функций, но одна всегда будет доминирующей.

Гаранты безопасности

Как нетрудно догадаться, речь идет прежде всего о силовиках, но не только. В последние годы, начиная с 2012-го, их роль и влияние заметно выросли, и, несмотря на кадровые пертурбации в ФСБ и ФСО, общее влияние и на законодательный процесс, и на кадровые решения кажется гораздо более выраженным, чем в прежние периоды. Тем не менее силовики бывают разные, есть множество людей, находящихся по большей степени в тени, но активно принимающих участие в подготовке государственных решений.