Зигмунд Фрейд скончался 23 сентября 1939 года – спустя три недели после начала Второй мировой войны. Под аккомпанемент пушечных залпов Гитлер и Сталин вытеснили психоанализ из Европы, где он зародился, на Запад, где он трансформировался преимущественно в англо-американский медицинский и культурный феномен. Как фрейдизм достиг пика популярности, подвергся критике и до сих пор остается территорией споров, объясняет профессор Гарварда и лауреат Пулитцеровской премии по истории Луис Менанд на страницах The New Yorker.
Просто банан. Почему подход Фрейда до сих пор востребован?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Принципы основоположника психоанализа дискредитировали себя, но остались в мировой культуре
Продолжение: Теории личности: от Фрейда и Юнга в наши дни
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
ВВ
Спасибо за наводку на Павлова. Но, справедливости ради, http://kot.sh/statya/3267/uglovye-skobki.
Похоже, что операций на живых детях они не делали и щеки им не портили?
АЧ
Других аргументов не было, решили цепляться за слова? Разумеется у научности нет градации, что-то либо научно, либо нет, но в языке существуют способы усиления меседжа, я вам предложил обратить особое внимание на то, что вопрос вообще-то в научности, а не в том, насколько методы морально правильные или легальные. Сравнивать Павлова, создавшего науку о высшей нервной деятельности, и шарлатана Фрейда - это полный бред.
Андрей Черников
ВВ
Ну, с учетом того, что Павлов изучал ВНД скорее, а Фрейд неизмеримо более сложную психику - неудивительно, что результаты разные. Ну просто Павлов простые относительно вещи исследовал, и если психику сводить к ВНД, как делали при Сталине, то это Лысенковщина в чистом виде. Хорошо, что потом отечественная психологическая школа смогла кое-как уцелеть благодаря Выготскому, Лурии и Леонтьеву, но выпадение из мировых контекстов дорого ей обошлось
АЧ
Причем тут какие методы использовал Павлов и научность? Работа Павлова абсолютно научна, а вот то, что делал Фрейд можно скорее назвать литературой.
АТ
Складывается впечатление что статья претендует на разоблачение неоправданно популярного Фрейда. Дескать вся его работа одна большая панама, но будем снисходительны - его можно расценивать как поэта, а его работу как плацебо. Может даже сложитья впечатление что все это "психо" - разводилово, выкачивание денег из несчастных людей и скучающих домохозяек (здесь этого не написано, но у меня сложилось такое впечатление). Довольно однобоко на мой взгляд. Не оценивается революционность идей Фрейда, которые дали базу для последующих исследований, пусть и справедливо оспаривающих его учение. А также его влияение на культуру и продвижение психологии.
ВВ
Одна из заслуг Фрейда в том, что он обратил внимание на бессознательное.
Современный психоанализ далеко ушёл от учения Фрейда, так что критика статьи идёт несколько мимо: мы же не упрекаем Мечникова в том, что он все болезни предлагал лечить простоквашей, а современная наука этого не подтверждает.
Что касается самих психотерапевтических теорий: многие из них представляют собой некоторые модели психики, не основанные напрямую на экспериментальных данных, это своего рода метафоры. то есть это чёрный ящик, который лишь частично объясним достижениями физиологии, биологии и так далее.
Однако, если огрублять, исследования показывают эффективность разных видов терапии при лечении разнообразных проблем психики.
Ну и про эффект плацебо: не вполне ясно, как его тут отделять. Психотерапия же и состоит в основном в разговорах человека с человеком, то есть в значительной степени именно работает с использованием плацебо эффекта, активизируя в том числе собственные силы организма.
БД
Для меня сила и даже величие Фрейда не в методе психоанализа (да, он оказался не слишком действенным), а в том, что он выпустил джина разнообразных аспектов человеческой сексуальности из темного чулана в область общественного осмысления и осознания. А это, имея за спиной столетия христианского угнетения сексуального начала человека, великое дело.
Поэтому соображения, принимал ли он кокаин и насколько его работы безупречно научны на мой взгляд сильно вторичны. Все равно что обсуждать личную жизнь Ленина. Это никак не меняет роль этих людей в истории и главное их влияние на жизнь каждого из нас сегодня.
АС
Просто на смену методам психоанализа (разговоры) пришли технологии регистрации мозговой активности. Даже одна кожная гальваническая реакция (одна из технологий полиграфа) отсекает ложную болтовню
MR
"Соблазну возвысить теорию до уровня новой веры и превратить научную школу в некое подобие религиозной секты поддаются не столько психиатры, сколько психотерапевты. Конечно, многие психотерапевты — это серьезные, абсолютно независимые и свободные исследователи. Но большинству представителей этой профессии свойственна особого рода потребность в сплочении; только в составе общности они ощущают наличие некоей высшей объективной инстанции, что позволяет им считать себя носителями абсолютного знания и свысока смотреть на сторонников всех остальных сект. Знаменитый пример из недавнего прошлого — Фрейд и то движение, которое он основал и возглавил… В психоанализе, несомненно, присутствует пафос неподдельности и истины; именно поэтому Фрейд сумел оказать серьезное влияние на мировоззренческие установки многих людей. Но тот же пафос нашел свое более глубокое и яркое выражение в откровениях таких великих мыслителей, как Ницше и Кьеркегор. Фрейда невозможно сравнить с психологами этого уровня. Его собственное "Я" пребывает где-то на втором плане; нельзя сказать, чтобы он был вовлечен в свою психологическую доктрину всем своим существом. Он утверждает, что человек может постичь суть психоанализа, анализируя свои сны. Фрейд интерпретирует сновидения других людей, но его собственная личность при этом остается в тени; хотя в его главном труде о сновидениях кое-что говорится и о собственных снах автора, большинство из них носит подчеркнуто "безобидный" характер, а их толкование остается в достаточно строгих рамках. Хуже того, делая выводы о содержании снов, Фрейд выказывает крайнюю бездуховность и скудость воображения. Почти всегда он рассуждает лишь о самых грубых, примитивных материях. Во фрейдовской психологии узнает себя множество людей, живущих одними только чувствами; это городские жители с их хаотической психической жизнью. Но если Фрейд апеллирует только к биологическим и сексуальным элементам человеческого, мы имеем не меньшие основания апеллировать к духовному в человеке и развивать психологию именно в этом направлении. Фрейд хорошо видит те результаты, к которым может привести подавление или вытеснение сексуальности; но он даже не задается вопросом о том, что может произойти с человеком вследствие подавления или вытеснения духовного начала. Существует тесная связь между понимающей психологией и той личностью, которая ею занимается. Поэтому неизменно возникает вопрос о личностных качествах человека, который видит, утверждает, отрицает нечто, относящееся к области понимающей психологии. Борьба между различными способами понимания превращается в противоборство личностей, которые "понимают" друг друга и, таким образом, пытаются постичь и одновременно уничтожить ошибочные взгляды своих оппонентов. Сам Фрейд, оценивая противодействие психологов и психиатров его теориям, прибегает именно к такому способу борьбы: "Психоанализ стремится вернуть сознанию элементы, которые были вытеснены из психической жизни. Всякий, кто высказывается о психоанализе, — человек, в сознании которого есть те же вытесненные элементы; в лучшем случае он умеет их кое-как сдерживать. Поэтому элементы, о которых идет речь, вызывают в нем то же противодействие, что и в больном; часто это противодействие приобретает форму интеллектуального отвержения… Часто мы обнаруживаем у наших оппонентов то же, что и у наших больных: их способность к суждению под сильнейшим воздействием аффектов сходит на нет". Такой способ ведения борьбы свойственен понимающей психологии. В сходном духе — пусть на более примитивном уровне — психиатр мог бы возразить, что психоанализ есть лишь суеверие и разновидность массового психоза. Такого рода противоборство, когда люди, так сказать, вторгаются в душу друг друга, может выродиться в нечто крайне неприятное, в борьбу за власть и превосходство. Но она же может сделаться борьбой за любовь, то есть за установление глубочайшей из всех возможных связей между людьми. Судя по всему, психологическая доктрина Фрейда приспособлена прежде всего к первой из этих двух разновидностей противоборства. Главное для нее — создать для другого человека ситуацию, в которой он был бы вынужден подвергнуться психоанализу; но истинное общение между людьми принадлежит совершенно иному порядку вещей… Если говорить о социальном воздействии фрейдовского творчества, то оно привело к образованию своего рода секты: Фрейд лично основал ассоциацию своих сторонников, из которой впоследствии были изгнаны все еретики. Фрейдизм стал религиозным движением, принявшим облик научной школы… Фрейдизм в целом — это непреложный аргумент в пользу того, что психотерапевтические секты непременно становятся заменителями религии, их учение перерождается в догму о спасении, а терапия — в искупление. Такие секты вступают в отношения неоправданной и вредоносной конкуренции — сначала с медицинской наукой, а затем и с тем гуманизмом, который, будучи укоренен в христианстве и не имея ничего общего с сектантским образом мышления, нацелен на помощь слабоумному и убогому, не обманывается насчет человека, но и не впадает в уныние, стремится сделать добро в рамках возможного… Наконец, психотерапевтическое сектантство вступает в конкурирующие отношения с истинной философией, с той неподдельной серьезностью внутреннего действия, пути которой если и не указали (поскольку это невозможно в принципе), то прояснили Кьеркегор и Ницше. С исторической точки зрения все секты одинаковы, поскольку бесплодны». В рамках науки «они представляют чисто мировоззренческую опасность: они стремятся к нигилизму, грубому фанатизму, произвольному скептицизму. В конечном счете их воздействие приводит к экзистенциальному краху… Я не могу… признать психоанализ экзистенциальным событием в процессе межличностного общения. Несколько десятилетий назад, подробнейшим образом штудируя труды Фрейда, я усмотрел в них совершенно "антиэкзистенциальную", нигилистическую основу, которая показалась мне губительной как для науки, так и для философии. Позднее я познакомился с выдержками из его новых трудов и работ его последователей, и это только укрепило меня в моем мнении. Но мне очень трудно добиться того, чтобы эти мои глубоко обоснованные оценки убедили других. Всякий, кто способен видеть, увидит и поймет все сразу и без дополнительных объяснений"
Карл Ясперс
Mikhail Rogov
GG
Получается, что фрейдизм - это не столько научное, сколько мировоззренческое, идеологическое явление. Мировоззрение же основывается не на строгом академическом опыте, а на видении, интенциях и праксисе.
Mikhail Rogov
СЯ
Сдается мне, что Юнг слегка выдернул из темной ж... человечество, куда его спихнул хоть и талантливый, но несколько не в той области, которой ему следовало б заниматься Фрейд. Ему бы со своими тараканами для начала разобраться следовало. А они у него явно что-то праздновали.