Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Эбрахам А. Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. 1909 год

Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Эбрахам А. Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. 1909 год

Wikipedia

Наша наука — это капля, наше неведение — море.

Уильям Джеймс, американский психолог

Пожалуй, из всех проблем, с которыми сталкивались ученые, наиболее сложной, запутанной, увлекательной и до сих пор до конца не разрешенной остается природа и содержание человеческой личности от самого определения до ее структуры и методов оценки. Как бы ни расширялись горизонты научного поиска с 1879 года, когда Вильгельм Вундт открыл первую в мире психологическую лабораторию, исследователи, кажется, не очень-то продвинулись в выработке сколько-нибудь единого мнения о том, что же такое личность. Но — предложили несколько небезынтересных теорий.

Является ли личность совокупностью разнообразных черт или же каждый из нас принадлежит к определенному типу личности (это подразумевает относительно ясно очерченные поведенческие характеристики) — вот, пожалуй, одно из основных различий существующих сегодня теорий.

Особняком, конечно, стоит психодинамическая теория Зигмунда Фрейда. Впрочем, Фрейд смотрел на человека настолько своеобразно, что вписать психоанализ в какие-то рамки вообще вряд ли возможно. Между тем, именно Фрейд впервые в мире создал относительно целостную теорию личности, хотя вряд ли специально ставил перед собой такую задачу.

По Фрейду, личность состоит из трех компонентов (он рассматривал их не как некие неизменяемые структуры, а скорее как процессы): Ид (id, Оно), Эго (ego, Я) и Супер-Эго (super-ego, Сверх-Я). Ид — наиболее простая часть личности, руководствующаяся принципом удовольствия и биологически обусловленными побуждениями — в основном, сексуальными и агрессивными. ​Эго — это компонент, ответственный за принятие решений и обеспечивающий безопасность и самосохранение. Эго подчиняется принципу реальности, и если темное Оно побуждает человека к немедленному удовлетворению потребностей, то Эго, «понимая», что желаемое не всегда достижимо или вообще допустимо, способно его отсрочить или заместить социально приемлемыми действиями.

И наконец, Супер-Эго — это индивидуальная версия общественных норм, ценностей и запретов; компонент личности, формирующийся позже всех остальных в процессе родительского воспитания и социализации. Чувство вины, самооценка и оценка других — это все результат развития Супер-Эго, которое тормозит негативные, по мнению общества, импульсы и желания, и не будь его — человек вряд ли сохранился бы как вид, писал Фрейд в книге «Недовольство культурой».

Список претензий к психодинамической теории невероятно широк — от невозможности эмпирического подтверждения до чрезмерного упрощения структуры личности. Сегодня от теории Фрейда способен не оставить камня на камне даже способный студент психфака, не говоря уже о серьезном академическом исследователе. Фрейд кабинетным ученым не был, и основывался на клинических наблюдениях. Но их было слишком мало (достоверно известно всего о четырех десятках), чтобы делать настолько широкие выводы, а метод свободных ассоциаций — краеугольный камень психоанализа — подвергается вполне обоснованной критике.

Зигмунд Фрейд

Wikipedia