Перед началом интервью с Алексеем Муратовым, одним из партнеров КБ «Стрелка», я сравниваю бюро с большой проектной фабрикой. Очевидно, принимая эти слова за лесть, мой собеседник чуть морщится: фабрика, но не такая уж большая, не нужно преувеличивать. Мы ведем оживленный разговор в баре «Стрелка», рядом с магазином книг издательства Strelka Press и в окружении прочих одноименных пространств и учреждений, созданных на деньги миллиардера Александра Мамута. Впрочем, ничто из перечисленного даже отдаленно не сравнится с размахом деятельности консалтингового бюро.
КБ выступило одним из главных подрядчиков мэрии Москвы в ее программе по благоустройству столицы. Выбор, сделанный чиновниками еще в 2015 году, наблюдатели сочли спорным, а суммы подписанных с КБ контрактов – завышенными (1,8 млрд рублей по итогам конкурсов 2015–2016 годов). По этому поводу сокрушался лидер оппозиции Алексей Навальный и, как ни странно, оказался единодушен в оценках с прокремлевским движением ОНФ. Общая критика хода программы «Моя улица», стандарты для которой писала «Стрелка», казалось, только усилила недовольство. Впрочем, на дальнейшие успехи КБ это никак не повлияло.
К разочарованию критиков и под аплодисменты поклонников деятельность компании вышла на национальный уровень. В российской урбанистике «Стрелка» стала самым узнаваемым брендом – и определенно самым дорогим. Федеральные власти, которые в преддверии чемпионата мира по футболу – 2018 озаботились развитием городских пространств, поручили эту работу КБ. Контракт на 3,8 млрд рублей от Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) стал для «Стрелки» крупнейшим. Планируется, что замыслы архитекторов бюро преобразуют сотни улиц, десятки парков, площадей и набережных в сорока городах страны. Алексей Муратов объяснил Republic, почему задачи подобного масштаба решает одна компания. А главное – как это в итоге может изменить сами российские города.
– Вы наверняка читали, как заммэра Москвы Петр Бирюков недавно успокоил москвичей словами, что работы по благоустройству столицы никогда не закончатся.
– «Моя улица» будет длиться вечно – так, кажется, он сказал.
– Что бы это значило, как думаете?
– Буквально то, что и сказал Петр Павлович. Вопросы сохранения и улучшения качества городской среды должны решаться на протяжении всей жизни города.