Завтра, 14 декабря, президент России Владимир Путин проведет свою традиционную большую пресс-конференцию. Это станет его первым полномасштабным общением с прессой после объявления о намерении снова принять участие в президентских выборах. Как правило, подобные мероприятия сам глава государства использует для того, чтобы донести те или иные месседжи до разных аудиторий: начиная от различных электоральных групп и заканчивая западными партнерами, с которыми Путин тоже любит вести опосредованный диалог на комфортных для себя площадках. И именно в силу этих обстоятельств чаще всего многие напрашивающиеся вопросы либо не задаются, либо получают формальные, пустые ответы, подчеркивающие нежелание Путина раскрывать свое истинное отношение к теме. В этой связи интересно заранее обозначить сюжеты, имеющие на сегодня исключительную значимость и требующие внятной позиции главы государства.
Вопрос первый: в случае избрания в марте будущего года и с учетом того, что это последний президентский срок, намерен ли Путин уделить особое внимание институциональным реформам власти, или он исходит из установки, что выстроенная система оптимальна при любом главе государства?
Вопрос в некотором смысле провокационный. Новый срок по закону однозначно является последним, так как российская Конституция запрещает избрание одного и того же лица более двух сроков подряд. А значит, отвечая по существу, Путин фактически обречен на то, чтобы признать свою готовность уйти через шесть лет, что далеко не самый комфортный для него выбор и, вероятно, несвоевременный. Назвать свой срок последним – значит расписаться в собственной политической «смертности» и подтолкнуть гонку преемников. Не ответить на такой вопрос достаточно просто, что и сделал бы Путин без особого труда после многих лет тренировок. Однако хочет того президент или нет, вне зависимости от планов решить проблему-2024 он превращается в фигуру, которая неизбежно должна совершить нечто направленное на собственное ослабление. И правка конституции, и подготовка преемника – в обоих случаях Путин подведет жирную линию под своим «путинским режимом», выстроенным в течение многих лет его правления.