Штеффи Эронен дома. Фото: Juuso Westerlund / Bloomberg

Штеффи Эронен дома. Фото: Juuso Westerlund / Bloomberg

Идея безусловного базового дохода – гарантированных выплат, ради получения которых не нужно работать, – не нова. Но именно сегодня из-за усиления экономического неравенства, проблем безработицы и бедности она обсуждается особенно активно. Несмотря на дискуссию, хороших исследований влияния гарантированного дохода на жизнь получающих его людей нет – это слишком дорого, долго, а результат тяжело измерить. Тем интереснее эксперимент, который проходит сейчас в Финляндии и должен позволить оценить, имеет ли смысл применять концепцию базового дохода в масштабах страны. Это адаптированный перевод статьи в свежем Bloomberg Businessweek, посвященной финскому эксперименту и тому, как изменилась жизнь двух его участников.

В конце 2016 года Штеффи Эронен позвонил ее муж Юха. Семья проводила Рождество у родственников в Савонлинне, и Юха, электрик по профессии, уехал оттуда домой пораньше, чтобы выйти на работу. Эронены жили со своей пятилетней дочкой в тихом городе Миккели на юго-востоке Финляндии. Юха позвонил, что благополучно добрался до дома и что жене пришел какой-то конверт из Института социального страхования Финляндии, сокращенно Kela.

– Открывай, – сказала Штеффи. После паузы в трубке Юха рассмеялся.

– Ты получила! – воскликнул он.

– Получила что?

– Базовый доход, – ответил Юха. – Ты попала в программу.

Некоторое время до этого Финляндия объявила о запуске беспрецедентного социально-экономического эксперимента. Две тысячи жителей будут получать €560 в месяц в течение двух лет без каких-либо обязательств, а правительство будет наблюдать, как деньги повлияют на их жизнь. Если конкретнее, оно хотело понять, смогут ли выплаты побудить людей брать работу на неполный день или заниматься фрилансом, пока они ищут постоянное место – не расхолаживает ли население существующая в стране система государственных выплат? Для этого правительство выбирало участников из тех, кто был нетрудоустроен и беден.

Штеффи, 38 лет, удовлетворяла обоим условиям, но шансы были невелики: получателей выбирали случайным образом из 177 тысяч человек.

– Ха-ха, очень смешно, – сказала она в телефон. Да нет, серьезно, ответил муж. Через несколько дней Штеффи вернулась домой и увидела письмо своими глазами. В следующие два года Финляндия собиралась выплатить ей €13 440, и она могла делать с этими деньгами что заблагорассудится.

Идея

Базовый доход предполагает, что общество процветает, если о его членах заботятся. Здоровая экономика – с рабочими местами, свободой развиваться и придумывать что-то новое – позволяет большинству процветать благодаря их труду. Но навыки устаревают, люди уходят на больничный или оказываются уволенными, и гарантированный доход предоставляет средства, чтобы базовые нужды удовлетворялись, несмотря ни на что. При всеобщем базовом доходе деньги выдаются каждому – их получил бы и Уоррен Баффет, и наркозависимые, и преступники. Технически финский эксперимент был не всеобщим, но если бы результаты устроили правительство, систему могли бы сделать универсальной.