Служащий частной военной компании Blackwater. Chris Curry / Zuma / TASS

Служащий частной военной компании Blackwater. Chris Curry / Zuma / TASS

В Госдуму в течение месяца планируют внести закон, который легализует деятельность частных военных компаний (ЧВК). Подобные законопроекты раньше уже несколько раз безрезультатно вносились в парламент, однако на этот раз с большой долей вероятности норма будет принята – на необходимости этого несколько дней назад прямо настаивал глава МИД Сергей Лавров, на словах его уже поддержали видные представители «Единой России» и члены Совфеда.

Как мы узнали о российских ЧВК

  • Впервые о существовании групп российских наемников, действующих за пределами страны, стали говорить во время войны на Украине в 2014 году.
  • Годом спустя «Фонтанка» написала о том, что в Сирии на постоянной основе действует группировка из нескольких сотен бойцов. Позже она стала известна как ЧВК Вагнера – СМИ писали, что компания связана с бизнесменом Евгением Пригожиным, сам он это опровергал.
  • В декабре 2016 года предполагаемый руководитель ЧВК Вагнера Дмитрий Уткин присутствовал на приеме в Кремле по случаю Дня героев Отечества. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Уткин участвовал как кавалер ордена Мужества, но затруднился ответить, за что этот орден был получен.
  • По состоянию на декабрь 2017 года, в Сирии погибли, по оценкам «Фонтанки» и мониторинговой группы CIT, от 73 до 101 бойца ЧВК Вагнера.

Что предлагают прописать в законе

  • Закон легализует ЧВК как таковые. Сейчас действия их бойцов формально подпадают под статью УК РФ о наемничестве.
  • Закон позволит государству официально привлекать бойцов ЧВК к участию в контртеррористических операциях и защите суверенитета союзников, а также стратегических объектов.
  • Закон запретит ЧВК свергать законные органы власти и вести подрывную деятельность, а также действовать против интересов России.
  • Закон даст социальные и трудовые гарантии россиянам, которые работают на ЧВК в России и других странах, в том числе гарантии компенсаций родственникам в случае гибели бойца.

Как это работает в мире

  • Единой юридической базы, регулирующей частные военные компании, не существует. Наиболее масштабный регламент – так называемый «документ Монтре», принятый в 2008 году и содержащий около 70 рекомендаций по деятельности ЧВК. Его ратифицировали 17 стран, в том числе США, Китай, Великобритания, Франция, Германия, Украина.
  • По данным ООН, годовой объем рынка частных военных услуг составляет от $20 млрд до $100 млрд.
  • Из существующих ЧВК наибольшую медиаизвестность получила американская компания Blackwater (c 2010 года называется Academi). Ее бойцы участвовали в операции НАТО в Афганистане, а также обучали иракских военных и охраняли нефтяные месторождения после свержения Саддама Хусейна в Ираке. Бойцов Blackwater неоднократно обвиняли в гибели мирных жителей.

Итого

Современные государства любят отдавать выполнение неудобных и даже грязных задач на аутсорс, чтобы в случае провала или скандала снять с себя ответственность. Время для принятия закона, судя по всему, выбрано неслучайно: роль ЧВК, действующих в Сирии, должна значительно повыситься после недавнего объявления о прекращении основной фазы операции регулярных российских войск. Теперь наделение их легальным статусом становится необходимостью. Осенью 2017 года, когда двое бойцов ЧВК Вагнера были взяты в плен и, вероятно, убиты боевиками ИГИЛ, Минобороны говорило о них исключительно как о простых «российских гражданах», а их родственникам запрещали общаться с прессой. Принятие закона исключит такие ситуации. Кроме того, это задел на будущее: опыт участия России в войне на Украине и в Сирии говорит, что помощь подобных формирований может потребоваться стране и в других точках мира. В декабре 2017 года появилась информация, что российские ЧВК уже участвуют на стороне правительственных войск в конфликте в Судане.